| |
Как помочь первокласснику с домашним заданием
- Установите расписание
Многие дети оставляют домашнее задание на поздний вечер, когда мозг устал и не может полноценно работать. Чтобы такого не случалось, договоритесь с ребёнком о точном времени выполнения уроков и обязательно учтите его интересы. Например, оставьте окно на просмотр любимого мультфильма или предусмотрите перерыв на шоколадку с чаем. При этом ограничьте время на подготовку к урокам. Занятия более полутора часов, даже с перерывами, не пойдут на пользу.
2. Помогайте только тогда, когда ребёнок попросит
Смысл домашнего задания в том, чтобы научить ребёнка работать самостоятельно. Вы должны обеспечить все условия для работы, но не делать задания за школьника.
3. Выполняйте только то, что задано в школе
Ученик сначала несколько часов находится в школе, а затем его «рабочий день» продолжается, когда он выполняет уроки дома. Жизнь ребёнка не должна состоять из одной умственной деятельности. Для полноценного развития важны движение, общение, труд и творчество.
4. Исключите негативные оценочные высказывания
Такие фразы, как «Что здесь может быть непонятно?», «Я бы за это время...», не просто не помогают, а ухудшают умственную деятельность. Кроме того, нельзя употреблять слова «никогда», «всегда», «вечно», «опять». Постоянное повторение таких формул показывает ребёнку, насколько мало он может, и отбивает интерес к учёбе.
Будьте терпеливы. Ребёнок и сам хочет побыстрее разделаться с уроками, поддержите его.
5. Не ставьте несколько разноплановых задач одновременно
Если первокласснику одновременно сказать сидеть прямо, писать красиво и думать быстро, то он тут же отвлечётся от непосредственного выполнения задания и ему будет трудно вновь сосредоточиться.
Выделите главную задачу: прочитать и разобраться с текстом, понять решение задачи, грамотно переписать упражнение, — а остальные отодвиньте на другое время.
Формировать самоконтроль и самооценку выполненных действий у школьника можно с первых дней обучения.
Самоконтроль может быть предварительным, процессуальным и итоговым.
- Во время предварительного самоконтроля ребёнок проверяет свою готовность решить задание: знакомится с условиями, предполагает способ решения, прогнозирует результат.
Учитель на этом этапе помогает школьникам с помощью вопросов:
- С чего мы начнём работу?
- В какой последовательности мы будем выполнять это задание?
- Какие трудности нам могут встретится?
- Какие ошибки могут возникнуть? В чём надо быть особенно внимательным?
- Какая помощь может потребоваться?
2. Процессуальный контроль сопровождает всё выполнение задания.
Самый распространённый приём процессуального контроля — комментирование работы. Оно может проходить в разных формах.
- Вызванный к доске ученик комментирует своё решение, остальные слушают и проверяют.
- Комментирование в парах: один комментирует, другой слушает и проверяет.
- Комментирование по цепочке, когда каждый новый этап комментирует следующий ученик.
- Комментирование «про себя», когда все ученики проговаривают свои действия, но не вслух. Одним из вариантов такого комментирования можно считать выделение орфограмм: школьник находит орфограмму, вспоминает правило и затем подчёркивает ту или иную букву.
3. Итоговый самоконтроль предполагает сравнение полученного результата с эталоном.
Делимся несколькими приёмами итогового самоконтроля.
- Цветная оценка
Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значения цветов обговариваются заранее. Например, красный — всё получилось, зелёный — есть недочёты, но старался, синий — получилось плохо, недоволен работой.
В начале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя. По такому же принципу можно использовать не цвета, а ступеньки лесенки: чем выше, тем лучше выполнена работа.
- Зашифрованный рисунок
- Учитель раздаёт табличку с числами или буквами. Ученики решают примеры, или заполняют пропуски, или выполняют тесты и в зависимости от результата закрашивают ту или иную ячейку таблицы. Если все задания выполнены верно, у ребёнка в табличке появляется рисунок.
Лист самоконтроля
После выполнения работы ребёнок берёт у учителя лист с ответами и проверяет себя самостоятельно.
- Оценочные шкалы
В конце работы ученик чертит несколько шкал и подписывает их. Например, это могут быть шкалы «Грамотность», «Аккуратность», «Внимательность». Сравнивая свою работу с эталоном, школьник фиксирует недочёты и оценивает себя по каждой из шкал. Затем по этим же шкалам работу оценивает учитель.
Комментарии