На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

| |

Особенности ребенка сегодня в 2018 году

Психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей

«Особенности ребенка сегодня, в 2018 году,

и рекомендации по обучению и развитию детей»

 

Составила по методическим материалам:

Копылова Е.В., заместитель директора

по научно-методической работе

МАОУ ДО ЦДТ

Май 2018

 

            Взрослым при общении и взаимодействии с ребенком необходимо создавать и поддерживать безопасный мир вокруг него. Для этого следует знать, как особенности ребенка, так и мира, в котором мы живем, его оптимальные ресурсы по развитию каждого из нас:

Особенности ребенка

Рекомендации по обучению и развитию

Свободолюбивы. Уверены в себе.

Мужество быть личностью: лучше быть многим, чем обладать многим.

От подданных – к гражданам, от культуры полезности – к культуре достоинства, от диагностики отбора – к диагностике развития

- Нет – бытовому хамству, да – вежливости. Говорите уважительно

- Говорите на языке чувств. Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица, «Я-высказывание». Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

Дети часто думают, что родители – «железные Феликсы», просто потому, что родители не привыкли говорить о себе. Поэтому так важно говорить с ребенком о том, что мы чувствуем: «Ты знаешь, мне было обидно это услышать». Вывод он сделает сам. Главное – быть искренними и не манипулировать его чувствами. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

- Говорите открытой фразой. (Примечание)

- Слушайте ребенка внимательно и спокойно

Любознательны. Почемучки

 

- Формировать смысловую картину мира: от объяснения к пониманию, от значения – к смыслам.

- Меняйте инструменты образования, используйте новые технологии

Понимают необходимость образования, любят и умеют учиться.

Не хотят, чтобы их учили, но любят учиться

- Давать задачу (задание, объяснение) коротко, в устной и письменной форме.

- Разделять задачу на понятные шаги.

- Объяснять контекст работы и сразу описывать желаемый результат.

- Устную задачу изложить в 25 слов.

- Письменная форма должна быть развернутая, по пунктам. Каждый пункт – 25 слов. Письменная задача помогает вспомнить нюансы.

- Посоветовать, где брать информацию и материалы.

- Четко оговаривать сроки: промежуточные и конечные. Наказывать за несоблюдение сроков.

Установить строгий и справедливый контроль за сроками.

- После выдачи информации и задачи, спросить, понял ребенок. Выслушать внимательно. Прояснить сложности.

- После выполнения работы тщательно проверить качество работы и сроки.

- Обратную связь давать по правилу « + - +»:

а) сначала отметить позитивные стороны работы: идеи, ходы, замыслы;

б) конструктивно сказать замечания;

в) предложить помощь;

г) выразить уверенность в благоприятном результате и в силах ребенка

Мыслят блоками, модулями, квантами = клиповое мышление детей

Объем внимания, способность критически воспринимать информацию = 8 сек.

Плохо запоминают, потому что росли в среде, когда все можно уточнить в интернете

Понимают, что такое сроки, с детства насыщенный график. Но часто нарушают сроки

Лучше понимают образы, чем слова

- Давать текст, разбивая его на части до 1 страницы, примерно 500 символов, с помощью мультимедийных элементов: фотография, видео, инфографика. Подача текста  частями учитывает клиповое мышление детей.

- Рисовать комиксы или учить с учебниками=комиксами. Инструкции, задачи, памятки в картинках, видеороликах действуют эффективнее

Поколение цифровой социализации: каждый сам себе гугль.

Повышенная потребность к восприятию информации.

От однозначности – к многозначности, от закрытого мира – к миру сетей.

Феномены иного развития. Параллельные разработки информации

- Нельзя отбирать гаджеты и соцсети, они в них живут.

- Нельзя навязывать бумажный носитель

Из-за быстрого удовлетворения потребностей с рождения стали ленивыми памперсниками: капризны, легко возбудимы, эмоциональный, агрессивны

- Обеспечьте безопасность: моральную и физическую.

- Своевременно формируйте самостоятельность. (Примечание)

- Хвалите и ставьте лайки. Две позиции похвалы:

А) Молодец! – все сделал самостоятельно;

Б) Хорошо – за совместное дело со взрослым.

 

Привыкли к похвалам, не считают их чем-то особенным. Не могут работать без поглаживания.

Похвала для детей как топливо для поезда. Не мотиватор, но ее отсутствие выбивает из колеи

Эгоцентричные одиночки (одинокие индивидуалисты): не умеют договариваться, испытывают сложности в общении, хотя внешне открытые и общительные

- Ищите детям друзей.

- Учить и играть в командах, группах. Они чувствуют себя частью, многое получают от такой организации деятельности.

- Учить радоваться за других и с радостью дарить внимание, подарки

Из-за погружения в открытый реальный и виртуальный мир с рождения терпимы к различиям между людьми

Привыкли к развлечениям

- Организуйте и занимайте их досуг.

- Востребована образовательная организация, которая развивает и развлекает детей

Спокойно относятся к деньгам

 

 

Задача взрослых: формировать эмоциональную и коммуникативную сферы личности

 

Примечание:.

 

  1. Культура открытой фразы.

Фразы с двойным смыслом (как их слышит другой)

Говорим

Слышит другой

Надо сказать (открытая фраза)

Осторожно, упадешь!

Не трогай собаку – укусит!

Мир опасен, лучше вообще ничего не делать!

Береги себя.

Позаботься о себе.

Будь внимателен

Давай быстрее! Поторопись!

Замолчи! Стой! Отвечай!

Ты не важен.

Тебе придется поступиться своими желаниями ради моих

У меня 10 мин. Сколько тебе нужно времени?

Не хнычь! Не ори! Не смейся! Не плачь!

Не выражай своих эмоций

Ты, наверное, устал. Ты чего-то испугался (понимание чувств другого человека)

Ну, сколько можно повторять (объяснять)

Ты глупый, ты неудачник

Ты справишься, попробуй еще. Я могу помочь, если хочешь

Мальчики не должны бояться, плакать. Девочки должны быть послушными

Мужчина не имеет права на чувства. Женщина всегда жертва

Ты расстроился. Ты рассердился. Ты имеешь право это пережить

Как тебе не стыдно?

Ты плохой, что-то с тобой не в порядке

Все мы ошибаемся. Ошибка – это шаг вперед к умению и знанию

Посмотри, как хорошо он (она) делает, а ты?

Ты хуже других

Я люблю тебя таким, какой ты есть

 

- Принимать ребенка – значит любить просто так, просто за то, что он есть!

Не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее.

 

- Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания.

Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом.

Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятие его.

 

- Каждым обращением к ребенку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием мы сообщаем ему не только о себе, своем состоянии, но и всегда о нем, а часто – в основном о нем.

От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я – хороший», а от сигналов осуждения, неудовольствия, критики – ощущение «со мной что-то не так», «я плохой».

 

- Положительное отношение к себе – основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Ребенку необходимо хорошо относиться к себе. И если этого нет, если «я учусь плохо, мама на меня сердится», то ему становится очень плохо. Но ребенок не может жить с плохим мнением о себе, у него включается механизм самоспасения. Как собака целебную траву, подросток ищет место, где получит одобрение, поддержку, признание. Он ищет где-то авторитетное мнение, а от бандита оно исходит или от батюшки – ему все равно.

 

- Непослушание – единственное, что ребенок может противопоставить неправильному обращению с ним.

Часто непослушание детей – это форма «восстания» против взрослого, в ответ на надоевшие требования. Когда в своих действиях, наоборот, взрослый неожиданно переходит на сторону ребенка, тому становится больше не с кем и не с чем воевать.

 

- Не приученный к порядку и правилам, ребенок оказывается во власти минутных желаний, неуправляемых эмоций, случайных влияний. Мы говорим, что он разболтан, не организован, не воспитан. Во многих ситуациях он оказывается без ориентиров, не знает, как себя вести, как организовать свои дела и время. Правила дают ребенку ощущение не только порядка, но и уверенности в жизни.

Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность» и принимают, как правило, только то, что не поддается расшатыванию. В противном же случае приучаются настаивать, ныть, вымогать.

Не требуйте от ребенка невозможного или трудновыполнимого. Вместо этого посмотрите, что вы можете изменить в окружающей обстановке.

 

- Наказание – это прежде всего сигнал о нарушении правила, нормы или установленного порядка. Смысл его – сделать более весомыми слова взрослого, подчеркнуть их серьезность.

Нельзя пропускать или надолго откладывать наказание. Оно должно следовать сразу за нарушением правила, за грубым или невежливым поведением. При этом не имеет значения возраст ребенка: чем раньше в своей жизни он встретится с безусловностью правила, тем лучше.

Наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Совершенно недопустимы физические наказания. Они унижают и ожесточают ребенка. Они ничего не прививают, а, напротив, разрушают отношения с ребенком и тормозят развитие его личности.

 

- Придумайте несколько занятий с ребенком или несколько семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте некоторые из этих занятий или дел регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не сделает чего-то очень плохого. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены. Однако не угрожайте их отменой по мелочам.

 

- Детям гораздо больше, чем нам, взрослым, нужно двигаться, исследовать предметы, пробовать свои силы. Запрещать подобные действия - все равно что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о том, чтобы направить ее течение в удобное и безопасное русло.

Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребенок, если он не просит помощи. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься!».

 

- Главный «камень преткновения» воспитательных усилий родителей и педагогов – неучет, и даже больше, ущемление одной из главных базисных потребностей ребенка – потребности в свободе и самоопределении.

Именно самостоятельные действия ребенка обеспечивают его собственный рост и развитие. И ребенок многое может сам, если ему не мешать.

Позволяйте вашему ребенку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным». За словом «самостоятельность» стоит много сложностей — и бытовых, и социальных.

Постепенно, шаг за шагом, дети становятся все более независимыми. Могут ухаживать за собой, занимать себя, выполнять действия без помощи, самостоятельно мыслить. Нас радует их взросление, ведь мы напрямую ощущаем, что тратим меньше усилий на контроль и организацию детей. В то же время самостоятельность детей требует постоянного развития, дисциплины и от взрослых. Поэтому в ситуациях конфликта «взрослый – ребенок», инфантильности ребенка необходимо спросить со взрослого.

 

2 стороны медали «Детская самостоятельность»

 

Поведение самостоятельного ребенка

Трудности взрослого

Выбирает то, что ему подходит, и это не всегда то, что вы ему можете предложить. Может отказаться

Взамен вам нечего будет ему предложить

Имеет собственное мнение, которое может идти вразрез с общепринятым. Он может не соглашаться, спорить, не принимать на веру

С мнением ребенка надо считаться

Таким ребенком сложнее управлять, указания взрослых не будут рассматриваться им как руководство к немедленному действию

Важен авторитет взрослого, и не потому, что он старше, а потому, что он дает ребенку то, что ему необходимо, а именно вдохновение, познание, позитив, безопасность

Чтобы самостоятельный ребенок слышал взрослого, у них должны сложиться доверительные отношения, построенные на взаимном уважении

В быту, в социуме нужны правила, может быть, даже больше, чем другим, потому что эти правила становятся правилами самого ребенка, и уже не надо контролировать их выполнение.

Может крайне скептично относиться к новым

правилам, которым не видит объяснения

Правила обязательно должны быть обоснованы. Нужны аргументы, доказывающие, что надо делать именно так, а не иначе

 

 

Последнее обновление: 15.05.2018

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Т в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"