| |
Поиск и обработка информации
Методические рекомендации для родителей (законных представителей) и педагогических работников дополнительного образования детей, учащихся «Поиск и обработка информации»
(по материалам Минпросвещения России)
Составила Копылова Е.В.,
заместитель директора
по научно-методической работе МАОУ ДО ЦДТ,
приказ МАОУ ДО ЦДТ от 09.01.2023 № 002
Одно из важнейших умений, которое требуется учащемуся, — поиск и обработка информации. Развить это умение можно разными способами — например, во время подготовки рефератов и докладов.
Какие этапы предусматривает такая работа?
- Определение темы и её разделение на части (составление плана)
Практически во всех рекомендациях по написанию рефератов, докладов и сочинений эти пункты стоят первыми. Но здесь есть подвох. Если школьник уже знаком с темой — всё в порядке. Однако если тема абсолютно новая, то составить план до изучения материалов не получится. В такой ситуации логично начать со второго пункта, а к составлению плана вернуться позже.
- Сбор информации из источников
Если педагог перед началом работы дал список рекомендованной литературы, всё просто: надо их изучить и выбрать то, что относится к теме работы. Если же такого списка нет, источники придётся искать самостоятельно. При этом важно соблюдать некоторые правила:
- Достоверность источников
Чем больше источников, тем лучше. Но при этом важно обращать внимание на их качество. Анонимная статья в интернете — ненадёжный вариант. Достоверные источники: законодательные акты, учебники, статьи в научных журналах. Познакомиться с российскими научными журналами можно по ссылке: https://sciencejournals.ru/
Один из главных признаков качественного материала — ссылки на предыдущие источники. Если же в тексте встречаются фразы «как всем известно», «учёные доказали», «в многочисленных исследованиях», но при этом нет конкретики (что за учёные, какие именно исследования) — это сомнительный источник.
- Актуальность данных
Современная наука развивается стремительно. Выводы, которые были сделаны десять лет назад, могут быть противоположны выводам двухлетней давности. Поэтому для своей работы очень важно выбирать самые свежие источники.
- Отделение фактов от мнений
Предположим, мы нашли интервью учёного, который изучает ту же тему, что заявлена в нашей работе. В этом интервью учёный говорит: «Я думаю вот так». При этом данные последних научных исследований противоречат его словам. Если после поисков нам не удаётся найти никаких подтверждений мнению этого учёного, мы можем указать его в работе, но отметить, что это только мнение, а не доказанный факт.
- Вопросы-помощники
Чтобы не упустить важные детали при подготовке реферата или доклада, удобнее записать вопросы, на которые нужно дать ответы. Они будут различаться в зависимости от темы, но в общем виде звучат так:
- Что мы изучаем?
- Кто в этом участвует/участвовал?
- Когда это случилось?
- Каковы были причины, условия?
- Какими стали/могут быть последствия?
- Какое значение это имеет для нас?
- Заметки и конспекты
Во время изучения материалов удобно оставлять заметки в самих источниках. Чтобы не портить книги и журналы, это можно делать карандашом (и не забыть стереть) либо использовать стикеры и закладки. В электронных источниках все проще: можно сразу выделять нужные фрагменты. Другой вариант — делать конспект по ходу знакомства с темой. Это сложнее и дольше, чем заметки на полях, зато по конспекту гораздо быстрее можно будет составить итоговую работу.
- Составление работы
После изучения всех материалов информацию из них надо структурировать согласно плану (на этом этапе изначальный план иногда стоит скорректировать). В итоге должен получиться связанный и логичный текст, раскрывающий заявленную тему. Если в рамках работы не удалось раскрыть тему всесторонне, это нужно отметить. Например, написать, что в докладе рассмотрен только ограниченный промежуток времени.
Комментарии