На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

| |

Разговор о занятиях изобразительным искусством

Методические рекомендации для педагогов и родителей

«Разговор о занятиях изобразительным искусством»

(по материалам научно-методического журнала «Искусство»)

 

Составила Копылова Е.В., заместитель директора по НМР

 

1. Если ребенок использует в своих работах черный цвет, значит, у него есть психологические проблемы. Многие родители настороженно и даже с открытой тревогой относятся к использованию их детьми черного цвета и темных оттенков других цветов в рисунках. Однако «боязнь черного цвета» (иногда «боязнь красного») зачастую напрасна. Использование темных тонов на светлом фоне бумаги — прежде всего следствие интуитивного поиска ребенком выразительного визуального контраста. Те случаи, когда предпочтение того или иного цвета однозначно говорит об эмоционально напряженном состоянии ребенка, существенно более редки, чем можно предположить. 

Кроме того, грамотно диагностировать проблему может лишь профессиональный психолог. Только хороший специалист, используя широкий спектр методов диагностики (а не только наблюдение за процессом рисования), может сделать обоснованные выводы. Ни в коем случае не следует отбирать у ребенка черный цвет. Но если он выбирает только этот цвет в течение долгого времени (более месяца) и игнорирует другие цвета и при наличии, помимо этого, иных тревожных симптомов: замкнутости, навязчивых страхов и пр., следует обратиться за консультацией к специалисту.

 

2. Качество рисунка ребенка на разных занятиях меняется по нескольким причинам: педагог либо «подрисовывает» работу ребенка, либо уделяет ему мало внимания. Или сам ученик несерьезно относится к занятиям и позволяет себе лентяйничать.

На каждом занятии по изобразительному искусству  педагог ставит свои образовательные цели. Педагог в определенной последовательности чередует творческие и рабочие занятия, занятия по ознакомлению с новыми техниками и занятия по развитию устойчивых навыков работы в изученных техниках. Чередуются и виды работы: с натуры, по памяти, по представлению, копирование. И тогда в каждом случае роль педагога меняется — то он активный наставник, поминутно контролирующий ход работы, то — незаметный наблюдатель, предоставляющий ученику полную свободу и делающий выводы из того, как ученик может работать самостоятельно.

Соответственно и практический выход — бывает разным. Одно дело, когда ребенок рисует с помощью педагога, другое — когда тот же ученик делает творческую работу, учится сам вы-страивать композицию, подбирать технику, основываясь на своем еще незначительном опыте.

В первом случае результат непременно очень эффектен, ведь делать привычное задание с поддержкой педагога можно блестяще. Во втором случае работа может быть откровенно непривлекательной на вид.

Но значит ли это, что ребенок не справился с заданием и попусту потратил время? Нет. Он получил бесценный опыт самостоятельного творчества, со всеми его удачами и ошибками. И именно этот опыт, творческое переживание, а не рисунок является фактическим результатом такого занятия.

Поэтому делайте выводы успехах ребенка и роли педагога после большого количества занятий. Интересуйтесь у педагога задатками вашего ребенка. Вместо замечаний и недовольства поощряйте ребенка в художественной деятельности.

Смысл занятий изобразительным искусством с детьми не в постоянном создании «красивых работ», радующих глаз родителей на каждом занятии, а в развитии личности, способной в дальнейшем самостоятельно решать творческие задачи, в создании прочной начальной базы знаний и умений, того багажа, из которого ребенок, когда придет время, сам будет извлекать необходимое.

Показатель качественных эффективных занятий — разнообразие заданий и постав-ленных задач, а значит, и разнообразие визуальных результатов.

 

3. Уже с раннего детства можно делать серьезные выводы о наличии/отсутствии у ребенка художественного таланта.

Этапы развития ребенка можно сравнить с этапами развития человечества: вначале возникает жажда творчества как ответ на впечатления от окружающего мира: народные танцы, песни, изобразительное творчество. Люди танцуют, поют и рисуют на праздниках, но это не значит, что все они танцоры, певцы и художники. Только следующий этап: непосредственно профессионального, осознанного мастерства — становится делом всей жизни.

Так и с детьми: до определенного возраста всем им свойственна тяга к танцам, пению и рисованию, они посещают разные кружки и часто ярко проявляют себя в выбранном направлении. Это говорит прежде всего о нормальном процессе развития гармоничной личности. Можно условно сказать, что все дети в этом возрасте талантливы. Наличие такого «детского таланта» — норма для этого периода. А его полное отсутствие, выражающееся (в крайней своей форме) в нежелании или боязни рисовать, петь или танцевать — серьезный симптом неблагополучного пути развития.

Таким образом, до 11–12 лет по хорошим рисункам нельзя делать далеко идущие выводы о наличии у ребенка склонности именно к рисованию. Маленький художник может после 11–12 лет постепенно начать терять интерес к рисованию, переключаясь на другие сферы деятельности.

Однако занятия изобразительным искусством с раннего возраста полезны всем без исключения детям: они помогут правильно сформироваться личности, развить вкус и фантазию, а для тех, кто проявит интерес к художественной сфере и далее, эти занятия станут неоценимой первоначальной базой, которая позволит значительно легче осваивать предмет уже на более серьезном уровне.

 

4. Важно ребенку подбирать качественнее е художественные материалы, учитывая их сочетаемость.

Представьте, как ребенку на большом тонком листе нарисовать что-то кисточкой размера № 1, сильно разводя водой давно засохшие остатки гуаши. К сожалению, эта плачевная картина довольно часто встречается как в школах, так и в студиях и, разумеется, в домашней обстановке.

Советы профессионала

- Для работы гуашью необходимы жесткие кисти (щетина).

Мягкие кисти (белка, колонок, пони) берут слишком много воды и имеют малую упругость, что не подходит для работы с такой плотной краской.

- Мягкие кисти используют, например, профессиональные мастера росписи по дереву, но для достижения особых целей и имея достаточный опыт.

- Для работы акварелью не подходят жесткие кисти — они берут слишком мало воды, и, как следствие, акварель плохо разводится и сами «подушечки» красок портятся от прикосновения жесткой щетины. Нужны мягкие кисти (белка, колонок, пони).

- Следует иметь и полужесткие кисти, изготовленные из синтетики, они пригодятся для качественной проработки мелких деталей. Ведь мягкие кисти лишены упругости, а жесткие — сформированного кончика, а зачастую требуется именно такое сочетание: упругий, но аккуратный кончик кисти.

- Для аппликации из бумаги нужно брать клей-карандаш, так как ПВА делает тонкую цветную бумагу слишком мокрой — происходит ее деформация. Для аппликации из сыпучих материалов (песок, манная крупа), наоборот, необходим ПВА, так как клей-карандаш просто не сможет приклеить эти материалы к бумаге.

- Фломастеры, карандаши должны быть хорошего качества, не пересохшие, с целым грифелем, поддающимся легкому затачиванию. Ластик не должен размазывать карандаш — этим грешат почти все красивые полупрозрачные и цветные изделия. Лучше всего зарекомендовал себя матовый, обычно белого цвета, так называемый ластик «со слоном».

- Бумага для рисования гуашью должна быть плотной (ватман), а для акварели требуется специальная «акварельная»,

Бумага для акварели подходит и для гуаши, но не наоборот — на скользкую поверхность ват-мана акварель ложится плохо.

- Краски гуашевые:из отечественных имеют самый стойкий пигмент, сохраняющий после высыхания цвет, имеет марка «Мастер-класс», подходит марка «Луч». Крайне нежелательно использование марки «Гамма» из-за низкого качества цветовых пигментов и «разбела» (добавления белил в основной цвет), превышающего норму.

Например, яркий, насыщенный синий при высыхании превращается в белесый голубой, а на его поверхности могут появиться белые пятна или белый налет — следствие сильного разбавления краски белилами.

- Краски акварельные также лучше выбирать отечественного производства: любой марки, но обязательно с пометкой «медовые». Крайне нежелательно использовать сухие акварельные краски типа таблетки (подушечка краски не в специальной выемке, а приклеена на картон), особенно китайского производства. Такие краски плохо растворяются и практически не дают цвета на бумаге.

- Пластилин нужен насыщенных цветов, имеющий хорошую пластичность. Рекомендуется пластилин марки JOVI как наиболее мягкий, но при этом держащий форму. Подходит отечественный пластилин марки «Луч», но при покупке надо обязательно убедиться в том, что он достаточно мягкий и не застыл от времени. Пластилин типа «Пчелка» и флуоресцентный слишком мягок, он «не держит» форму изделия.

Последнее обновление: 22.06.2016

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Ц в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"