| |
Развитие критического мышления на занятиях
Методические рекомендации для педагогических работников дополнительного образования детей «Развитие критического мышления на занятиях»
(по материалам Минпросвещения России)
Составила Копылова Е.В.,
заместитель директора
по научно-методической работе МАОУ ДО ЦДТ,
приказ МАОУ ДО ЦДТ от 09.01.2023 № 002
Развитие критического мышления – это значимая и сложно выполнимая задача и для детей, и для взрослых. Каких принципов стоит придерживаться, чтобы выполнить эту задачу?
- Если на одну тему отводится более одного занятия, разрабатывайте сразу всю серию уроков.
- Создавайте ситуации, в которых учащиеся смогут самостоятельно сформулировать интересующие их вопросы и определить, для чего они будут изучать новый материал, что именно им нужно узнать, чтобы ответить на собственный вопрос.
- Изучая новую тему, мотивируйте ребят на определение тех конкретных жизненных задач, для решения которых им могут пригодиться приобретённые знания и умения. То есть цель и практическую значимость темы должны определить сами учащиеся.
- Постройте занятие так, чтобы большую часть информации дети открыли сами, а не узнали от вас.
- Виды деятельности учащихся на занятии должны быть познавательными, практическими, исследовательскими.
- Продумайте вопросы (последовательные и, возможно, неожиданные), которые стоит задать учащимся, чтобы они самостоятельно приходили к ответам и открывали для себя истину.
- Формулируйте вопросы, ответы на которые могут быть неоднозначными («с одной стороны...», «с другой стороны...»).
- Следите за тем, чтобы все ответы были аргументированы.
- Давайте возможность высказаться не одному учащемуся, а всем желающим.
- Учащиеся обязательно должны записывать возникшие мысли — только в этом случае к ним придёт осознание того, чему они научились. Перед глазами детей должен быть «зрительный ряд» из мыслей, ответов, ключевых слов.
- Учите детей формулировать и задавать вопросы, а не только отвечать на них.
- Учите ребят работе с различными источниками информации.
- Включайте активные формы работы — в парах, в группах, — чтобы осуществлялось взаимодействие.
- Обязательно подводите учащихся к тому, чтобы после каждого этапа урока они делали выводы самостоятельно.
- Предоставляйте ребятам возможность самим оценивать свою деятельность.
- Давайте творческие задания: создать что-то своё, авторское, чего ещё не существует.
- Завершая занятие, настраивайте учащихся на тему следующих занятий. Хорошо, если получится оставить ребят заинтригованными, чтобы разрешить интригу на следующем занятии.
Комментарии