На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

| |

Дисграфия, дислексия: осторожнее с терминами!

Рекомендации для педагогов и родителей

по теме «Дисграфия, дислексия: осторожнее с терминами!»

( по материалам Екатерины ЕМЕЛЬЯНОВОЙ, нейролингвиста

научно-исследовательского центра детской нейропсихологии)

 

Трудности письма называют дисграфией, а чтения – дислексией. Процессы письма и чтения действительно сложны и состоят из нескольких операций, большинство из которых следует производить последовательно. Для того, чтобы эти шаги привели к эффективному итогу (написать или прочитать слово правильно, понять правильно то слово, которое правильно прочитал), нужно чтобы мозг ребенка был достаточно сформирован.

Нужно уметь и слышать, и видеть, и уверенно чувствовать себя в границах листа бумаги (тетрадного или книжного), и владеть своим телом, кистью руки пальчиками, глазками, и контролировать собственные действия, и еще много чего другого, касающегося физиологии, развития высших психических функций, эмоционально-волевой сферы.

Все эти умения формируются не мгновенно и не одновременно. Так что если у первоклассника не очень красивыми выходят буквы, если он пропускает гласные или не дописывает концы слов в диктантах – это пока не повод для того, чтобы говорить о дисграфии.

Если ребенок трудно учится читать, если при проверке на скорость чтения его результат худший в классе – это тоже еще не значит, что он страдает дислексией.

Диагноз может быть поставлен только специалистом – логопедом, дефектологом, и то не сразу.

Если учитель или родитель замечают какие-то проблемы (часто их не замечают! Не хотят замечать! Часто проблемы вуалируются усердной помощью мам и бабушек!), то следует вначале исключить элементарные недоформирования:

- Хорошо ли ребенок слышит и различает звуки речи?

- Насколько хорошо он видит?

- Насколько хорошо соображает?

- Как он развит моторно? И на каком уровне развит физически?

- Как сформирована кисть, затвердели ли фаланги пальчиков, сжимающих ручку?

Если что-то оказалось недоформированным – вам нужно к нейропсихологу, под чутким руководством которого все постепенно войдет в норму.

Если же на все эти вопросы специалистами даны положительные ответы, только тогда мы можем предположить наличие дисграфии или дислексии. Специалисты утверждают, что диагностировать дисграфию можно не раньше, чем во втором полугодии первого класса.

Говорить о дислексии можно тогда, когда ребенок начинает читать на два года позже своих сверстников!

На третьем году обучения можно подозревать дисорфографию – то есть неумение применять в письме орфографические правила.

Окончательно подвести итог можно только после тщательно и детально проведенного обследования.

И вот теперь – самое главное. Диагноз подтвердился. У ребенка «стойкая неспособность овладеть навыками письма по правилам графики» (А.Н. Корнев) или «патология чтения» (Л.С. Цветкова). Но это не означает, что он необучаем, что он глуп или бездарен. Известно, что вовремя поставленный диагноз и правильные действия – залог успеха.

40 % дисграфиков и дислексиков могут справиться со своей проблемой, если с ними начата работа до того, как им исполнится по 10 лет. Чем позже начинается коррекция – тем более низкий процент излечения.

Шанс есть! Значит, надо, прежде всего, создать условия для получения положительной динамики. Обязательно нужны занятия с логопедом! Он будет, вооруженный научными методиками, «преодолевать механизм нарушения» (Л.С. Цветкова).

1. На обычных уроках в родном классе можно многое сделать для всеобщей пользы. Здесь огромную роль играет такое поведение взрослого, при котором растет самооценка ученика и повышается его настроение, другими словами – чрезвычайно важен радостный эмоциональный фон, который позволит не уничтожить школьную мотивацию на успех, без которой достижение высокого результата в любой сфере невозможно!

2. Нельзя ругать ребенка за чрезмерное количество ошибок – их надо просто исправлять (это касается и письма, и чтения). Шкала оценки при этом должна быть щадящей, хотя бы на какое-то время, иначе дисграфик никогда не сможет порадоваться даже тройке за диктант.

3. Недопустимо высмеивать ребенка перед одноклассниками, и, наверное, не стоит заставлять дислексика читать вслух перед всем классом, да и пресловутую «скорость чтения» проверять у него бессмысленно. Дело ведь не в скорости, а в понимании, в способности размышлять над прочитанным, получать и использовать информацию, переживать эмоции.

4. «Детям-дис» нужно давать чуточку больше времени на выполнение заданий или уменьшать количество заданий в единицу времени – дисграфики и дислексики делают все медленнее.

На диктанте, если мы хотим получить высокий результат, а не убедить ребенка в том, что он двоечник, темп письма должен быть ориентирован на самого слабого, а оценивание его работы лучше производить по особой шкале, которая позволит ребенку и его родителям увидеть – сделан шажок вперед. Это не поблажка, это – выравнивание условий, восстановление справедливости.

5. В Европе для дисучеников предусмотрены особые условия сдачи экзаменов (во Франции, например, им положен дополнительный час), индивидуальные критерии оценок в процессе обучения.

«Дети-дис» такие же ученики, которые требуют к себе индивидуального подхода, как и всякий ребенок, пришедший в школу за знаниями и умениями. Когда взрослый понимает, что в его классе все особенные, для него особым смыслом наполняются слова великого Яна Амоса Коменского: «Сначала полюбить – потом научить!»

6. Вполне возможно, ребенок просто смущается, заранее уверен, что у него ничего не получится, или он имеет негативный опыт рассказчика. И ему нужно всего лишь разговориться, преодолеть страх перед текстом. Подойдя к книжной полке с педагогической литературой, посмотрим, чем могут помочь учителю в этом случае любимые авторы.

Например, Джанни Родари в «Грамматике фантазии» рассказывает, как привить детям младшего школьного возраста вкус к сочинению историй. Самый простой и безотказный приембином фантазии. Нужны два слова, далеко отстоящие друг от друга по смыслу, чтобы потребовалось воображение, которое свяжет их.

Пусть появление слов сопровождается интригой: два ребенка пишут их на скрытых от остальных и друг от друга участках доски. И вот они появляются, веселя ребят своей несопоставимостью и приманивая возможностью причудливых игровых ходов.

Необходимо сделать первый шаг: ребенок получает удовольствие от создания собственного текста.

7. Нередко взрослые своим поведением пресекают детскую инициативу, сами того не желая. Просто мы этого не замечаем. Взрослому следует осознать трудную роль слушателя, испытать, как чувствует себя рассказчик в разных ситуациях, осваивать роль. Чтобы освоить приемы активного слушания, можно напоминать себе об их использовании перед разговором с ребенком.

Последнее обновление: 20.02.2014

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Ц в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"