На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

| |

Памятка 6 - ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ

Памятка

КАК КОНТРОЛИРОВАТЬ ДОСТОВЕРНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ ВСЕМИРНОЙ СЕТИ

 

Интернет – одна из самых доступных для выражения мнения, высказывания и опубликования информации по любому вопросу. Это привлекает людей, которые хотят поделиться имеющимися у них ресурсами. Тем не менее, несмотря на неоспоримые достоинства, информация в Интернете малодостоверна и хаотична, обоснование различных утверждений может быть некорректным. Интерпретация фактов – искаженная. Она во многих случаях представляет собой продукт индустрии сознания, деятельность которой направлена на манипулирование потребителями информации с политическими, экономическими или другими целями. Поэтому нельзя слепо доверять информации, полученной из всемирной сети. Прежде всего, необходимо научиться контролировать ее достоверность.

Особенно важным представляется обучение работе с информацией подростков, т.к. они в силу возрастных, психологических и образовательных характеристик подвержены влиянию негативной и недостоверной информации.

Интернет позволяет получать подросткам информацию, которую они хотят получить, а не то, что им навязывают СМИ. К средствам массовой информации подростки все больше и больше утрачивают доверие. Степень доверия к информации, представленной в Сети, выше, т.к. здесь можно найти намного больше информации по одному и тому же вопросу. Тем не менее, школьники мало подготовлены к взаимодействию с таким мощным источником воздействия, как Интернет. Они зачастую самостоятельно интерпретируют полученную информацию в зависимости от знаний, возраста, жизненного опыта, культурной среды, менталитета.

Насколько правильно воспримут получаемую информацию школьники, будет зависеть  от того:

- обучены или не обучены они аналитической работе  с информацией,

- обладают ли критическим мышлением,

- смогут ли произвести оценку достоверности информации,

- соотнести информацию и имеющиеся знания,

- суметь правильно организовать информационный процесс,

- оценить и обеспечить информационную безопасность.

 

Как можно проверить информацию из Сети?

 

Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

Недостоверной считается информация, не соответствующая действительности. Она содержит сведения о событиях и явлениях, которых не существовало вообще или которые существовали, но сведения о них не соответствуют действительности, неполные или искаженные.

Достоверная информация – информация, не вызывающая сомнений, подлинная, реальная:

- сведения, соответствующие действительности;

- факты, которые при необходимости можно подтвердить юридически корректными процедурами с использованием документов, свидетелей и экспертных заключений;

- сведения, публикуемые с обязательной ссылкой на источник (возникает вопрос достоверности источника информации).

Источники информации:

  • физические лица, в силу своего положения и полномочий располагающие сведениями, которыми интересуются СМИ;
  • реальная среда (природная, урбанистическая, предметно-вещественная среда, в которой обитает человек);
  • виртуальная информационная среда;
  • документы - одни из самых надежных источников информации, но только в том случае, если их можно проверить юридически;
  • печатные издания, имеющие выходные данные (книга, энциклопедия, учебник, статьи в печатном журнале);
  • сайты в сети  Интернет (Интернет СМИ, интернет-портал, интернет-страница).

 

Источники информации могут быть достоверные и недостоверные, компетентные и некомпетентные. Поэтому получить информацию – еще не значит полностью доверять ей.

Одно из доказательств достоверности информации – ссылки на ее источники.

Самый лучший вариант – ссылки на авторитетные источники информации. Это могут быть агентства по сбору статистических данных, НИИ, другие официальные информационные агентства, например, ИТАР-ТАСС, Интерфакс, РИА «Новости», которые имеют в Интернете свои серверы. Есть и сетевые агенства, заслуживающие уважения. Например, НСН  (Национальная служба новостей).

Важным является вопрос о компетентности автора информации.

Можно выяснить рейтинг ресурса, на котором размещена информация (насколько он популярен среди пользователей, какие отзывы существуют об этом ресурсе в сети).

Информация из Интернета юридически не считается полученной из достоверных источников. Только в том случае, если у ресурса есть свидетельство о регистрации СМИ, он несет особую ответственность за любую опубликованную информацию. Поэтому таким сайтам можно доверять больше, в связи с тем, что они стремятся избегать непроверенных данных.

 

Проверка и оценка фактов – обязательный элемент подтверждения достоверности информации.

Фактические ошибки возникают по разным причинам:

- неправильное понимание текста, его неверное прочтение или толкование;

- не способность обнаружить и грамотно сформулировать авторскую позицию;

- неуместное проявление фантазии, домысливание;

- неточное цитирование, смысловая и терминологическая путаница.

 

Умение работать с фактами -1-й шаг к формированию грамотной оценки информационного сообщения на предмет его достоверности.

Для выяснения достоверности информации необходимо оценить адресную направленность ресурса. Кому адресована информация, какой возрастной, социальной категории? Каков уровень образования потребителей информации?

 

Еще один важный фактор – аргументация. Значит, выполняется закон достаточного основания. Но обоснование может быть корректным и некорректным. Наиболее распространены следующие непроизвольные способы защиты и опровержения:

- доводы к личности и к публике;

- аргументы к авторитету; к жалости; к силе; тщеславию;

- сведение к абсурду выдвинутого положения;

- двойственная оценка утверждений противника;

- подмена вопроса об истинности тезиса, вопросом о вреде и опасности его;

- принятие простой последовательности события во времени за их причинную связь;

- поспешное обобщение.

 

Вывод.

Ориентация в мире информации и умение выделять достоверную информацию возможны при:

  • владении навыками грамотного поиска информации, ее критического отбора и оценки;
  • правильном формулировании поискового запроса;
  • исследовании источников информации;
  • умениях проверять фактические ошибки;
  • изучении синтаксического плана функционирования информации, логики ее построения, структуры;
  • умений отделять научную аргументацию от ненаучной, корректную от некорректной;
  • сравнении смысла, заложенного в информационном сообщении со своими базовыми знаниями по той или иной проблеме, обращение к дополнительным источникам информации;
  • систематизировании, поиска скрытого смысла.

 

Педагогические аспекты обучения распознавания достоверной информации

 

Одной из задач педагогов и родителей в настоящее время является задача научить детей совмещать работу в сети с другими видами познавательной активности. Только в этом случае образовательный потенциал сети может быть использован полностью.

Предлагаем педагогам и родителям проводить с детьми анализ информационных сообщений по следующему плану:

  1. На каком сайте опубликована информация. Что вы можете сказать про этот сайт?
  2. Указан ли источник информации? Что вы можете сказать про данный источник?
  3. Кто автор информационного сообщения?
  4. Кому адресовано это сообщение?
  5. Содержаться ли в тексте недостоверные сведения, с негативным уклоном? В каких конкретно высказываниях содержаться эти сведения?
  6. Если в вышеуказанных фразах имеются сведения, то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?
  7. Имеется ли в тексте резкая, выраженная в грубой, циничной форме отрицательная оценка личности?
  8. Какая аргументация используется?
  9. Какова композиционная структура текста, какие стилистические приемы использует автор и как они характеризуют героев публикации?
  10. Есть ли в тексте фактические ошибки?
  11. Определите цель, которую преследует данное информационное сообщение.
  12. Найдите в сети похожие сообщения, используя различные комбинации ключевых слов. Сравните информацию из различных источников, проанализируйте ее.
  13. Сделайте вывод, можно ли доверять данной информации? Обоснуйте свой ответ,

 

Процесс осмысления получаемой информации имеет огромное значение для умения индивидуальной информационной защиты.

 

Для получения и анализа информации из Интернета педагогу требуется:

а) установить, что главное, а что второстепенное, отдав предпочтение главному;

б) поставить конкретные задачи;

определить конечную цель и разбить на этапы пути ее достижения;

в) учесть факторы: осмысленность и содержательность  деятельности учащихся, новизны и личной интепретации;

г) активизация мыслительной деятельности;

д) указание на возможные ошибки и контроль исполнения.

 

Если подростки достаточно подготовлены, чтобы самим разобраться в получаемой информации, если они обладают медиаобразовательными умениями, то смогут самостоятельно защитить себя от темной стороны Интернета. 

Последнее обновление: 15.12.2014

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Т в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"