На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

| |

Игровая экология - Берегите природу! Защитите ель и сосну!

Автор: Пархоменко Елена Андреевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ, г. Усть-Илимск

 

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе

"Игровая экология", 1 год обучения

Тема "Берегите природу! Защитите ель и сосну!"

 

Занятие для обучающихся 1-2 класса.

Продолжительность 45 минут.

Тип занятия: сообщение новых знаний.

Цель: закрепить и углубить знания обучающихся о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев.

Задачи:

- формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия;

- развивать речь обучающихся  через составление связных рассказов, образование множественного числа имен существительных и согласования их со словом «много»;

-  развивать мелкую моторику, способность к творчеству;

- воспитывать экологическое мировоззрение, способность радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Берегите природу! Защитим ель и сосну!», мультфильм «Как ежик и медвежонок встречали Новый год», аудиозапись песни «В лесу родилась елочка», цветные карандаши, альбомные листы.

                                       

Ход занятия

  1. I.           Организационный момент.
  2. II.        Сообщение темы занятия.

Упражнение «Загадки»

 – Ребята, наш урок я хочу начать с загадок:

 

У меня в мешке подарки
Карамели, шоколадки.
Вокруг ёлки хоровод,
Что за праздник? … (Новый год)

Мы его сегодня ждём,
Так давайте позовём.
Он подарки нам принёс,
Ну-ка дружно! … (Дед мороз)

Мы сегодня так устали,
Пели песни и плясали.
Хоть зима, а здесь нам жарко.
И в мешке нас ждут … (подарки)

Время ёлку зажигать,
Веселится и плясать.
Крикнем мы на раз-два-три
Дружно ёлочка … (гори)

Вся нарядная в игрушках,
Вся в гирляндах и в хлопушках,
Не колючая ни сколько,
Ну конечно это … (ёлка)

 

 

Рассказ педагога с проблемными вопросами:

-Все загадки были о прекрасном новогоднем  празднике.  Самым ярким атрибутом Новогоднего праздника, традиционно устанавливаемым в каждом городе и доме, является, конечно, Новогодняя елка. И сегодня мы с вами поговорим о новогодних деревьях и узнаем от кого и почему их надо беречь.

- Вы догадались, о каких деревьях пойдет речь?

- Как вы думаете, почему эти деревья я назвала новогодними? (Ответы детей).

- Сосна и ель друг на друга похожи.

- Чем? (Ответы детей).

 У них есть иголки и они круглый год зеленые.

Упражнение на сравнение «Иголочка»

- А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:

Елочка – короткая иголочка.

Сосна – игла длинна. (Дети повторяют хором, затем по одному).

 

- Взгляните на эти две картинки на слайде.

- Какая из этих веток сосновая, какая еловая?

- Почему вы так решили? (Дети показывают и отвечают).

 

Рассказ педагога:

Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Вот шишка ели (показ на слайде), а это шишка сосны (показ на слайде). Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево.

Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить».

- Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).

 

Дидактическое упражнение на развитие речи «Один-много»

К предложенным словам дети добавляют слово «много» и называют заданное слово во множественном числе.

 

Ель – много елей.

Сосна – много сосен.

Снег – много снега.

 

Хвоя – много хвои.

Шишка – много шишек.

Древесина – много древесины.

Ветка – много веток.

Дерево – много деревьев.

Корень – много корней.

 

 

Рассказ педагога:

Вместо листьев у сосны и ели иголки. Но правильнее называть не иголки, а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок.

- Ребята, почему нельзя срывать шишки с дерева?

- Кому очень нужны шишки? (Ответы детей).

 Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки. Вот взгляните на эту сосновую шишку (показ на сладе). Птицы полакомились семенами этой шишки. Для лося лучшей зимней едой являются молодые сосновые побеги и кора взрослых деревьев.

Ель – очень выносливое дерево. Не боится даже самых сильных морозов. А вот корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер может повалить ель. А  у сосны корни  очень сильные и длинные. Сосны могут расти и среди скал, и на песке, ветры им не страшны. А вот чего страшится сосна, так это отсутствия солнца. Сосны очень любят солнечный свет и растут там, где светло.

Динамическая пауза «В лесу родилась елочка»

Динамическая пауза проводится под песню «В лесу родилась елочка». Дети берутся за руки и встают в хоровод, а один ученик становится в центр хоровода и исполняет роль елочки. Под звучание песни дети напевают знакомые слова и водят хоровод.

 Беседа с проблемными вопросами:

- Ребята, а для человека есть ли польза от этих хвойных деревьев? Какая?

Ель и сосна –  верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни.

Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои. Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого».

- Давайте подумаем, почему?

- Чистый ли в городе воздух?

- Чем он загрязняется?

- А как деревья очищают воздух? (Ответы детей). 

Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину. Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.

 

Творческая игра «Сказка про елку»

Дети составляют тематическую сказку по опорным вопросам, по заданному началу предложения.

   «Жила-была елочка. Росла она… (где?) А рядом с елочкой росли ее соседи – … (какие растения?). Все они елочку  очень … (как к ней относились?). Любили резвиться возле елочки и лесные зверята … (какие зверята?). Зайчика и  лисичку  елочка зимой защищала от метели своими пушистыми веточками, а белочку кормила елочка вкусными семенами из своих шишек.

   Перед новогодним праздником пришел к елочке с топором … (кто?). Хотел он срубить елочку. И тут случилось чудо – все жители леса – и растения, и животные вдруг заговорили и стали просить (персонажа) … (о чем просить?). (Что сказали они ему?) (А как он отреагировал на эти просьбы, что сказал в ответ?)

   Растения и животные очень обрадовались и поблагодарили (персонажа) … (какими словами поблагодарили) На радостях лесные жители устроили новогодний бал возле этой елочки. (Как они веселились на праздничном балу, что делали?) (Чем закончилась эта история?)»

Ребята, я запишу эту историю, а вы нарисуете к ней картинки. Так у нас получится настоящая книга.

 

Беседа с проблемными вопросами:

-Ребята, как можно сохранить елочки и сосны во время новогодних праздников?

(Ответы детей. Да, можно купить искусственную ель или нарядить живую ель во дворе).

- И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат елочки и сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.

Художественное слово «Живи, елочка!», автор Ирина Токмакова

Педагог читает стихотворение:  

Мне елку купили!

Мне елку купили

В лесу на опушке ее не рубили.

А сделали елку на добром заводе

Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите,

Скорей поглядите

На елку из тонких серебряных нитей:

Вся в хвое мохнатой,

Блестящей и пышной,

Задень -

И она зазвенит еле слышно.

А елка лесная осталась живая,

Стоит на опушке,

Макушкой кивая.

Кому?

Никому!

Просто — ветру, метели,

Такой же красивой

Не спиленной ели!

Упражнение на развитие моторики «Елка»

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой, ладони под углом друг к другу. Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

Педагог читает:

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локоточки поднимите,

Ну а пальцы – разведите.

Рисование по теме «Новогодняя елочка»

-Ребята, а теперь нарисуйте свою новогоднюю елочку (Дети рисуют).

 

                                            Речевая  игра «Елка» (Елена Благинина)

Есть одна игра для вас: я начну стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте! Хором дружно отвечайте:

На дворе снежок идет, скоро праздник… (- Новый год!)

Мягко светятся иголки, хвойный дух идет …(- От елки!)

Ветви слабо шелестят, бусы яркие… (- Блестят!)

И качаются игрушки - флаги, звездочки, … (- Хлопушки!)

Нити пестрой мишуры, колокольчики…(- Шары!)

Рыбок хрупкие фигурки, птицы, лыжницы,…(-Снегурки!)

Белоус и краснонос под ветвями …(- Дед Мороз!)

Ну а елка, просто диво! Как нарядна, как …(-Красива!)

Вот огни зажглись на ней, сотни крошечных …(- Огней!)

Двери настежь, точно в сказке, хоровод несется в…(-В пляске!)

И над этим хороводом говор, песни, звонкий смех…Поздравляю с…(-Новым годом!)

С новым счастьем сразу…(- Всех!).

 

III. Итоги занятия. Беседа

- Чем отличается ель от сосны?

- Какова польза хвойных деревьев?

-  Почему их нужно беречь?

IV. Просмотр мультфильма «Как ежик и медвежонок встречали Новый год».

Последнее обновление: 25.01.2013

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Ц в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"