| |
Игровая экология - Животный мир. Путешествия по карте нашего края
Автор: Пархоменко Елена Андреевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ, г. Усть-Илимск
Разработка занятия по дополнительной образовательной программе
"Игровая экология", 1 год обучения
Тема «Животный мир. Путешествия по карте нашего края»
Занятие для обучающихся 1-2 класса.
Продолжительность 45 минут.
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Форма: игра «КВН».
Цель: знакомство обучающихся с особенностями поведения диких животных нашего края, показать их значение в природе.
Задачи:
- дать обучающимся знания о приспособлении диких животных к условиям жизни в природе нашего края;
- упражнять детей в образовании относительных и притяжательных прилагательных; в употреблении родительного и дательного падежа существительных;
- воспитывать интерес, желание больше узнать о диких животных.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Животный мир. Путешествие по карте нашего края», мультфильм «Лесная хроника», эмблемы команд, медали для награждения «Друзья природы», «Знатоки природы».
Ход занятия
- I. Организационный момент.
Игра «Кто меня слышит?»
- Кто меня слышит? Хлопните «Раз» (дети хлопают в ладоши).
- Кто меня слышит? Хлопните «Два» (дети хлопают в ладоши два раза).
Слово педагога:
- Сегодня нашу встречу мы проведем в форме КВН. Для этого я предлагаю вам разделиться на 2 команды, придумать название для вашей команды, выбрать капитана. Победителем станет та команда, которая наберет максимальное количество баллов за участие в конкурсах-заданиях. В жюри у нас сегодня ребята старшеклассники (представление жюри).
- II. Игра «КВН»
1 конкурс «Приветствие команд»
Варианты для девизов команд:
1 команда: «Мы - ученики, любим животных от души».
2 команда: «Раз, два, три, четыре, пять, любим всех зверей подряд».
2 конкурс «Загадки о животных»
Каждой команде предлагается по пять загадок.
1. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. /Ёж/
2. Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. /Ёж/
3. По веткам скачет, да не птица, рыжая, да не лисица. /Белка/
4. А кто в дупле живет в тепле? /Белка/
5. Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло – спать летит в дупло. /Сова/
6. Зимой спит, летом – ульи ворошит. /Медведь/
7. Кто осенью холодной ходит злой, голодный. /Волк/
8. Хвост пушистый, Мех золотистый. В лесу живет, В деревне кур крадет. /Лисица/
9. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко. /Лось/
10. По полю скачет, ушки прячет, встанет столбом, ушки торчком. /Заяц/
3 конкурс Дидактическая игра «Угадай, чей хвост?» /показ слайда/:
На слайде представлены фотографии хвостов животных: лисицы, зайца, волка, медведя, белки, лося, кабана, оленя (Ответы детей: у лисы – лисий; у зайца – заячий; у волка – волчий; у медведя – медвежий; у белки – беличий; у лося – лосиный; у кабана – кабаний; у оленя – олений).
4 конкурс «Конкурс эмпатии» /изображение разных животных/
Задание для 1 команды:
а) По походке - лиса, волк, медведь, заяц; б) По рогам - лось, олень.
Задание для 2 команды: изобрази животных:
в) По прыжкам – белка, заяц; г) По звукоподражанию – волк, медведь, лисица.
5 конкурс Дидактическая игра «Назови признаки животных» /Какой? Какая?/
Лиса – ………./хитрая, рыжая, пушистая/;
заяц –………./трусливый, длинноухий/;
медведь -…../бурый, косолапый, неуклюжий/;
белка -……. /проворная, быстрая/;
волк - ……./злой, серый, зубастый, страшный/;
лось -……. /рогатый, сильный/;
Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом»
У лисы в лесу глухом есть нора - надежный дом. (Дети загибают пальцы на обеих руках по одному на каждое двустишие)
Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели.
Под кустами еж колючий нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нем. (Удары ладонями и кулачками поочередно).
6 конкурс Задание по рисованию «Одень меня»
У вас на столе изображения птиц (дятел, снегирь). Их нужно верно раскрасить. По завершении задания по слайду сверяем, верно ли команды раскрасили птиц.
7 конкурс «Назовите сказки, в которых встречаются дикие животные»
Возможные ответы детей: «Лисичка-сестричка и серый волк»; «Рукавичка»; «Заяц - хвастун»; «Ёж и заяц»; «Два жадных медвежонка»; «Теремок» и др.
8 конкурс Дидактическая игра «Назови маму»
Медвежонок - ……/у медведицы/;
Лисенок - …… …/у лисицы/;
Зайчонок - ……./у зайчихи/;
Ежонок - …….../у ежихи/;
Волчонок - …../у волчицы/;
Лосенок - ….. /у лосихи/;
9 конкурс «Конкурс капитанов» /ответы на вопросы/
1. Чем отличаются дикие животные от домашних животных?
2. Как человек заботится о диких животных?
3. Какую пользу приносят дикие животные?
4. Какие повадки диких животных вы знаете?
5. Где живут дикие животные? /в норе, в берлоге, в дупле/.
6. Как приспосабливаются животные к жизни в зимнее время? /линька, спячка/.
III. Итоги занятия:
- Ребята, закончился наш КВН. Все участники были активными, старались помогать своей команде, правильно отвечали на все вопросы. Спасибо всем за участие. Победители награждаются медалью «Знатоки природы», а команда, набравшая меньшее количество баллов награждаются медалью «Друзья природы».
Рекомендация художественной литературы для чтения:
1. Д. Зуев: «Тайны леса», «Волки», «В июль катилось лето»;
2. Г. Скребицкий: «Белка», «Заяц», «Ёж»;
3. И. Соколов – Микитов: «Медвежья семья», «Лоси»;
4. А. Клыков: «Лисица».
IV. Просмотр мультфильма «Лесная хроника».
Комментарии