| |
Игровая экология - Цветы лесной поляны
Занятие разработано педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ
г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.
Разработка занятия по дополнительной образовательной программе «Игровая экология» на тему: «Цветы лесной поляны». Второй год обучения (начальная школа). 45 минут.
К разработке прилагается презентация "Цветы лесной поляны» рекомендуется прослушивание музыки Чайковского «Времена года» и просмотр мультфильма "Ничуть не страшно".
Тема: «Цветы лесной поляны»
Задачи:
- Расширить представления учащихся о лесных цветах:
подснежник, купальница, ромашка, ирис, ландыш, незабудки, мак, колокольчик, лилии.
- Расширять словарь детей через речевые игры.
- Учить видеть красоту цветущих растений.
- Развивать речь, мелкую моторику рук.
- Способствовать воспитанию познавательного интереса, бережного отношения к природе.
Оборудование:компьютер, проектор, презентация «Цветы лесной поляны», мультфильм «Ничуть не страшно», аудиозапись музыки Чайковского «Времена года», альбомные листы для рисования, цветные карандаши.
Ход занятия:
I.Орг.момент. Игра «Давайте поздороваемся»
II Актуализация знаний.
– Ребята, отгадав эти загадки, Вы легко назовете тему нашего урока:
*****
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)
*****
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак)
*****
Над лугом парашютики
Качаются на прутике. (Одуванчики)
*****
Вот полянка, вся в цветочках, словно в светло-синих точках.
Соберу здесь для Анютки голубые……(Незабудки)
*****
Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш)
*****
Шел я лугом по тропинке, видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца белые лучи. (Ромашка).
*****
То фиолетовый, то голубой, он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали, но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик)
*****
Я - травянистое растение,
С цветком сиреневого цвета.
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету. (Ирис)
*****
Вася в класс принес цветы небывалой красоты.
Лепестки как из пластмассы у цветов Василия.
Дайте поскорее вазу, он поставит ...(Лилии)
*****
Вот колючие кусты,
Лучше их не трогай ты.
Родственник красотки розы,
Затаил в шипах угрозу.
Хоть не кактус, не терновник,
Но колюч в саду ...(Шиповник)
*****
- Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить на занятии? (О цветах). Действительно, тема нашего занятия «Цветы лесной поляны».
- Какие цветы, произрастающие на лесных полянах вам знакомы?
- С некоторыми цветами давайте познакомимся ближе.
Слово педагога. Демонстрация слайдов.
Подснежник
На лесной поляне весной, чуть сойдет снег, появится самый первый цветок, цветок из-под снега — под-снеж-ник. Этот цветок называют еще прострел. Он - словно сквозь землю - вдруг, неожиданно простреливает. А еще его называют сон-трава. Это многолетнее травянистое растение с прямым, волосистым, прямостоячим стеблем от 5 до 40 см высотой. В древности считали, что сон-трава – цветок волшебный, магический. Также растения обладают лекарственными свойствами.
– Ребята, как вы думаете, за что подснежник сон-травой назвали? Наверное, на лесной полянке, пригретой солнышком, хочется разнежиться. Разнежишься, зевнешь и заснешь. После долгой зимы, без витаминов часто сонливость бывает. Спать хочется.
А в Белоруссии этот цветок называется пролеска - это голубой подснежник. Бывает еще белый, но он чаще растет на юге. Несмотря на то, что все эти подснежники различны по цвету и внешнему виду, они все схожи в одном, появляются первыми, чуть снег сойдет. Охраняемое растение, занесено в красную книгу!
Лесная лилия. Многолетнее луковичное растение. Луковица яйцевидная, желтовато-бежевая, состоит из многочисленных мясистых чешуек. Стебель высотой от 50 до 150 см. В народной медицине растение используется в качестве мочегонного, болеутоляющего, противовоспалительного и ранозаживляющего средства, а также при желтухе. Луковицы съедобны. Их употребляют в свежем виде или запеченными, сушат про запас. Сушеные луковицы размалывают в муку, из которой варят полезную и питательную молочную кашу. Охраняемое растение, занесено в красную книгу!
Ромашка. Ромашек существует великое множество: римская, немецкая, кавказская, аптечная и даже "золотая" из американских прерий - всего насчитывается их 350 видов, треть из которых обитает в России.
Самая известная из ромашек - это нивяник с крупными бело-желтыми соцветиями, по-народному - поповник. Из ромашек плетут венки, а еще на них гадают, обрывая белые лепестки, приговаривая: "Сбудется, не сбудется, любит, не любит..."
Ромашка аптечная ценное лекарственное растение, показана при спазмах кишечника, при болях в горле.
Ирис. Многолетнее растение, насчитывает около 270 дикорастущих вида. Цветы ириса известны человеку с древнейших времён. На острове Крит на фреске, которая находилась на стене Кносского дворца, изображен жрец, окружённый цветущими ирисами. Этой фреске около 4 000 лет. Ценное эфирное (ирисовое) масло, получаемое из корневищ, идёт на производство парфюмерной продукции высшего качества. Масло очень дорого, поэтому заменяется синтетическим ироном и другими ароматизаторами.
Некоторые исследователи утверждают, что запах ириса«оказывает общее благоприятное влияние на организм, снимает стресс и усталость.
Купальница. Многолетнее травянистое растение из семейства «Лютиковые». Согласно германским и скандинавским легендам, это растение считалось любимым цветком троллей, поэтому в этих странах его называют цветком троллей. Русское название цветка «Купальница» имеет старинное происхождение. Название связано со временем массового цветения, которое приходится на 6 июля. Этот день в старину называли Аграфена Купальница. И с этого дня было принято начинать купание в реках и озёрах. Примерно в это время в старину отмечали другой языческий праздник - день Ивана Купалы, или Иванов день. В любом случае, по совпадению или нет, русское название рода отражает «любовь» растения к воде — к влажным местам обитания.
Незабудки (от др.-гр. «мышиное ухо») - род растений семейства Бурачниковые. Однолетние или многолетние травы небольших размеров 10-40 см высотой. Незабудки встречаются в Европе, Азии, Америке, Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии.
Предпочитают влажные районы. Растут на полянах со свежей почвой.
Ландыш майский - это многолетнее травянистое растение с тонким ползучим горизонтальным корневищем из семейства лилейных. Имеет крупные листья, цветы мелкие, белые, шаровидно-колокольчатые, расположенные на цветочной стрелке, имеют сильный приятный запах. Плод ландыша майского красно-оранжевая шаровидная ягода. Цветет в мае — июне. Охраняемое растение, занесено в Красную книгу!
Колокольчик. Травянистое растение, высотой 35-45см, насчитывает около 250 видов. Растет повсеместно в Северном полушарии, в районах с умеренным климатом. Цвести начинает в середине июня. Любит расти как на солнечных полянках, так и в лесной тени.
Колокольчики исчезают как из-за сбора их на букеты, так и из-за разрушения мест их обитания.
Мак. Травянистое растение семейства Маковые. Цветки крупные, одиночные, как правило, красного цвета, реже встречаются белые или жёлтые. Плод – коробочка, внутри которой находятся семена. Большинство маков растёт в засушливых местах - степях, полупустынях, пустынях, сухих каменистых склонах гор. Растение очень полезное, идет на изготовление медицинских препаратов болеутоляющих и снотворных. Из семян этого растения изготовляют техническое масло, пригодное для производства маргарина. Используется в кондитерских изделиях.
Упражнение « Физминутка»
Бабочка летала, над цветком порхала (бег на месте, руки делают взмахи вверх-вниз)
Села, посидела, и нектар поела (присесть, покачать головой вниз - вверх)
Два своих больших крыла опустила, подняла (встать, опустить и поднять выпрямленные руки)
Полетела дальше, чтобы мир был краше (бег на месте, руки делают взмахи вверх-вниз)
- Ребята, а кто может сказать, из каких частей состоит цветковое растение? (Ответ ученика сопровождается показом частей цветкового растения: корень, стебель, листья, бутон, цветок, семена).
Психогимнастика «Весенние цветы»
(Проводится под музыку Чайковского)
Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали прекрасный весенний цветок.
Дидактическая игра «Как растет цветок»
- Ребята, перед вами картинки на которых показаны все стадии роста цветка
(показ картинок на слайде презентации). Ваша задача - расставить картинки в верной последовательности роста цветка.
(Ответ детей: семечко – росток из семени – побег – появление листочков – появление бутона – появление цветка – цветок завял – образование семян).
Дидактическая игра «Допиши сочинение»
Рано утром друзья позвали меня играть в прятки. Наигравшись, мы устали. Тропинка вывела нас на чудную поляну. Я и мои друзья увидели столько красочных и красивых цветов, что их даже не сосчитать. Там был ……….(клевер, зверобой, пастушья сумка, ромашка, василёк, фиалка, колокольчик). А под листьями этих чудесных растений скрывались ……….(насекомые), которые были заняты своей работой. ……(Муравьи) таскали палочки для муравейника, а ……(пчёлы) собирали пыльцу и опыляли цветы, а стрекотание кузнечиков разносилось на всю поляну. ……(Разноцветные бабочки) порхали над солнечной поляной, и нам казалось, что мы находимся в сказке. Нам было интересно наблюдать за жизнью насекомых. Стало темнеть и мы радостные и весёлые побежали по домам. Как интересно бывает наблюдать за жизнью природы!
Давайте еще поиграем.
Дидактическое упражнение «Найди слова»
Я слова найду везде – и на небе, и в воде,
На полу, на потолке, на носу и на руке.
Вы не слышали такого? Не беда! Сыграем в слово!
Будем искать слова на лесной полянке. (Педагог побуждает детей называть не только имена существительные, но и прилагательные, и глаголы).
Как много интересных и красивых слов вы нашли на нашей полянке!
- Но, к сожалению, часто люди срывают цветы без нужды, не задумываясь о том, что сорванный цветок очень скоро завянет и погибнет.
Послушайте стихотворение о таких несчастных, сорванных и брошенных цветах.
*****
Сквозь иглы темной хвои веселый лился свет.
Я шла лесной тропою и вдруг нашла букет.
Букет лесных фиалок лежал на мшистом пне.
И стало мне их жалко, и грустно стало мне.
Цветы уже увяли, поникли лепестки.
Зачем же их сорвали, сломали стебельки?
Казалось мне, я слышу фиалок слабый стон,
Он делался все тише, но сердце ранил он.
*****
- Ребята, как вы думаете, почему фиалки стонали?
- Что бы они сказали, если бы умели говорить?
- Что мы можем им пообещать?
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
Не рвите, не топчите, сохраните красоту! Пусть они радуют своей красотой нас и братьев наших меньших!!!
- Давайте лучше нарисуем свой любимый цветок с лесной полянки. (Ученики рисуют на альбомных листах цветы, затем крепят свои рисунки на школьной доске). – А теперь посмотрите, какая лесная полянка с дивной красоты цветами у нас получилась!!!
III. Итоги занятия.
- Какие цветы растут на лесной поляне?
- Каково строение цветкового растения?
- Объясните, почему нельзя рвать цветы?
IV. Просмотр мультфильма «Ничуть не страшно».
Комментарии