На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

| |

Игровая экология - Цветы лесной поляны

Занятие разработано педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе «Игровая экология» на  тему: «Цветы лесной поляны». Второй год обучения (начальная школа). 45 минут.

К разработке прилагается презентация "Цветы лесной поляны» рекомендуется прослушивание музыки Чайковского «Времена года» и просмотр мультфильма "Ничуть не страшно".

 

Тема: «Цветы лесной поляны»

Задачи:

- Расширить представления учащихся о лесных цветах:

подснежник, купальница, ромашка, ирис, ландыш, незабудки, мак, колокольчик, лилии.

- Расширять словарь детей через речевые игры.

- Учить видеть красоту цветущих растений.

- Развивать речь, мелкую моторику рук.

- Способствовать воспитанию познавательного интереса, бережного отношения к природе.

 

Оборудование:компьютер, проектор, презентация «Цветы лесной поляны», мультфильм «Ничуть не страшно», аудиозапись музыки Чайковского «Времена года», альбомные листы  для рисования, цветные карандаши.

Ход занятия:

I.Орг.момент. Игра «Давайте поздороваемся»

 

II Актуализация знаний.

 

Ребята, отгадав эти загадки, Вы легко назовете тему нашего урока:

*****

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.  (Подснежник)

*****

Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак)

*****

Над лугом парашютики

Качаются на прутике. (Одуванчики)

*****

Вот полянка, вся в цветочках, словно в светло-синих точках.

Соберу здесь для Анютки голубые……(Незабудки)

*****

Белые горошки на зеленой ножке.  (Ландыш)

*****

Шел я лугом по тропинке, видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи солнца белые лучи. (Ромашка).

*****

То фиолетовый, то голубой, он на опушке встречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали, но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик)

*****

Я - травянистое растение, 
С цветком сиреневого цвета. 
Но переставьте ударение, 
И превращаюсь я в конфету.  (Ирис)

*****

Вася в класс принес цветы небывалой красоты.
Лепестки как из пластмассы у цветов Василия.
Дайте поскорее вазу, он поставит ...(Лилии)

*****

Вот колючие кусты,
Лучше их не трогай ты.
Родственник красотки розы,
Затаил в шипах угрозу.
Хоть не кактус, не терновник,
Но колюч в саду ...(Шиповник)

*****

- Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить на занятии? (О цветах). Действительно, тема нашего занятия «Цветы лесной поляны».

- Какие цветы, произрастающие на лесных полянах вам знакомы?

- С некоторыми цветами давайте познакомимся ближе.

 

Слово педагога. Демонстрация слайдов.

Подснежник

На лесной поляне весной, чуть сойдет снег, появится самый первый цветок, цветок из-под снега — под-снеж-ник. Этот цветок называют еще прострел. Он - словно сквозь землю - вдруг, неожиданно простреливает. А еще его называют сон-трава. Это многолетнее травянистое растение с прямым, волосистым, прямостоячим стеблем от 5 до 40 см высотой.  В древности считали, что сон-трава – цветок волшебный, магический. Также растения обладают лекарственными свойствами.

 – Ребята, как вы думаете, за что подснежник сон-травой назвали? Наверное, на лесной полянке, пригретой солнышком, хочется разнежиться. Разнежишься, зевнешь и заснешь. После долгой зимы, без витаминов часто сонливость бывает. Спать хочется.
А в Белоруссии этот цветок называется пролеска - это голубой подснежник. Бывает еще белый, но он чаще растет на юге. Несмотря на то, что все эти подснежники различны по цвету и внешнему виду, они все схожи в одном, появляются первыми, чуть снег сойдет. Охраняемое растение, занесено в красную книгу!

 

Лесная лилия. Многолетнее луковичное растение. Луковица яйцевидная, желтовато-бежевая, состоит из многочисленных мясистых чешуек. Стебель высотой от 50 до 150 см. В народной медицине растение используется в качестве мочегонного, болеутоляющего, противовоспалительного и ранозаживляющего средства, а также при желтухе. Луковицы съедобны. Их употребляют в свежем виде или запеченными, сушат про запас. Сушеные луковицы размалывают в муку, из которой варят полезную и питательную молочную кашу. Охраняемое растение, занесено в красную книгу!

 

Ромашка. Ромашек существует великое множество: римская, немецкая, кавказская, аптечная и  даже "золотая" из американских прерий - всего насчитывается их 350 видов, треть из которых обитает в России. 
Самая известная из ромашек - это нивяник с крупными бело-желтыми соцветиями, по-народному - поповник.  Из ромашек плетут венки, а еще на них гадают, обрывая  белые лепестки, приговаривая: "Сбудется, не сбудется, любит, не любит..." 

Ромашка аптечная ценное лекарственное растение, показана при спазмах кишечника, при болях в горле.

 

Ирис. Многолетнее растение, насчитывает около 270 дикорастущих вида. Цветы ириса известны человеку с древнейших времён. На острове Крит на фреске, которая находилась на стене Кносского дворца, изображен жрец, окружённый цветущими ирисами. Этой фреске около 4 000 лет. Ценное эфирное (ирисовое) масло, получаемое из корневищ, идёт на производство парфюмерной продукции высшего качества. Масло очень дорого, поэтому заменяется синтетическим ироном и другими ароматизаторами.

Некоторые исследователи утверждают, что запах ириса«оказывает общее благоприятное влияние на организм, снимает стресс и усталость.

 

Купальница. Многолетнее травянистое растение из семейства «Лютиковые». Согласно германским и скандинавским легендам, это растение считалось любимым цветком троллей, поэтому в этих странах его называют цветком троллей. Русское название цветка «Купальница» имеет старинное происхождение. Название связано со временем массового цветения, которое приходится на 6 июля. Этот день в старину называли Аграфена Купальница.  И с этого дня было принято начинать купание в реках и озёрах. Примерно в это время в старину отмечали другой языческий праздник - день Ивана Купалы, или Иванов день. В любом случае, по совпадению или нет, русское название рода отражает «любовь» растения к воде — к влажным местам обитания.

 

Незабудки (от др.-гр. «мышиное ухо») - род растений семейства Бурачниковые. Однолетние или многолетние травы небольших размеров 10-40 см высотой. Незабудки встречаются в Европе, Азии, Америке, Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии.

Предпочитают влажные районы. Растут на полянах со свежей почвой. 

 

Ландыш майский - это многолетнее травянистое растение с тонким ползучим горизонтальным корневищем из семейства лилейных. Имеет крупные листья, цветы мелкие, белые, шаровидно-колокольчатые, расположенные на цветочной стрелке, имеют  сильный приятный запах. Плод ландыша майского красно-оранжевая шаровидная ягода. Цветет в мае — июне. Охраняемое растение, занесено в Красную книгу!

 

Колокольчик. Травянистое растение, высотой 35-45см, насчитывает около 250 видов. Растет повсеместно в Северном полушарии, в районах с умеренным климатом. Цвести начинает в середине июня. Любит расти как на солнечных полянках, так и в лесной тени.

Колокольчики исчезают как из-за сбора их на букеты, так и из-за разрушения мест их обитания.

 

Мак. Травянистое  растение  семейства Маковые. Цветки крупные, одиночные, как правило, красного цвета, реже встречаются белые или жёлтые. Плод – коробочка, внутри которой находятся семена. Большинство маков растёт в засушливых местах -  степях, полупустынях, пустынях, сухих каменистых склонах гор. Растение очень полезное, идет на изготовление медицинских препаратов болеутоляющих и снотворных. Из семян этого растения изготовляют техническое масло, пригодное для производства маргарина. Используется в кондитерских изделиях.

                                                    Упражнение « Физминутка»

Бабочка летала, над цветком порхала (бег на месте, руки делают взмахи вверх-вниз)

Села, посидела, и нектар поела (присесть, покачать головой вниз - вверх)

Два своих больших крыла опустила, подняла (встать, опустить и поднять выпрямленные руки)

Полетела дальше, чтобы мир был краше (бег на месте, руки делают взмахи вверх-вниз)

 

- Ребята, а кто может сказать, из каких частей состоит цветковое растение? (Ответ ученика сопровождается показом частей цветкового растения: корень, стебель, листья, бутон, цветок, семена).

                                Психогимнастика «Весенние цветы»

                               (Проводится под музыку Чайковского)

Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидали прекрасный весенний цветок.

 

                           Дидактическая игра  «Как растет цветок»

- Ребята, перед вами картинки на которых показаны все стадии роста цветка

(показ картинок на слайде презентации).  Ваша задача - расставить картинки в верной последовательности роста цветка. 

(Ответ детей: семечко – росток из семени – побег – появление листочков –  появление бутона – появление цветка – цветок завял – образование семян).

 

                            

Дидактическая игра «Допиши сочинение»

Рано утром друзья позвали меня играть в прятки. Наигравшись, мы устали. Тропинка вывела нас на чудную поляну. Я и мои друзья увидели столько красочных и красивых цветов, что их даже не сосчитать. Там был ……….(клевер, зверобой, пастушья сумка, ромашка, василёк, фиалка, колокольчик).  А под листьями этих чудесных растений скрывались ……….(насекомые), которые были заняты своей работой. ……(Муравьи) таскали палочки для муравейника, а ……(пчёлы) собирали пыльцу и опыляли цветы, а стрекотание кузнечиков разносилось на всю поляну. ……(Разноцветные бабочки) порхали над солнечной поляной, и нам казалось, что мы находимся в сказке. Нам было интересно наблюдать за жизнью насекомых. Стало темнеть и мы радостные и весёлые побежали по домам. Как интересно бывает наблюдать за жизнью природы!

 

Давайте еще поиграем.

                                 Дидактическое упражнение «Найди слова»

Я слова найду везде – и на небе, и в воде,

На полу, на потолке, на носу и на руке.

Вы не слышали такого? Не беда! Сыграем в слово!

Будем искать слова на лесной полянке.  (Педагог побуждает детей называть не только имена существительные, но и прилагательные, и глаголы).

Как много интересных и красивых слов вы нашли на нашей полянке!

 

- Но, к сожалению, часто люди срывают цветы без нужды, не задумываясь о том, что сорванный цветок очень скоро завянет и погибнет.

 

Послушайте стихотворение о таких несчастных, сорванных и брошенных цветах.

*****

Сквозь иглы темной хвои веселый лился свет.

Я шла лесной тропою и вдруг нашла букет.

Букет лесных фиалок лежал на мшистом пне.

И стало мне их жалко, и грустно стало мне.

Цветы уже увяли, поникли лепестки.

Зачем же их сорвали, сломали стебельки?

Казалось мне, я слышу фиалок слабый стон,

Он делался все тише, но сердце ранил он.

*****

- Ребята, как вы думаете, почему фиалки стонали?

- Что бы они сказали, если бы умели говорить?

- Что мы можем им пообещать?

 

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны, и не будет красоты.

 

Не рвите, не топчите, сохраните красоту! Пусть они радуют своей красотой нас и братьев наших меньших!!!

 

- Давайте лучше нарисуем свой любимый цветок с лесной полянки. (Ученики рисуют на альбомных листах цветы, затем крепят свои рисунки на школьной доске). – А теперь посмотрите, какая лесная полянка с дивной красоты цветами у нас получилась!!!

 

III. Итоги занятия.

- Какие цветы растут на лесной поляне?

- Каково строение цветкового растения? 

- Объясните, почему нельзя рвать цветы?

 

IV. Просмотр мультфильма «Ничуть не страшно».

Последнее обновление: 21.11.2013

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Т в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"