На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

| |

Игровая экология - Этажи леса

Занятие разработано педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему: "Этажи леса".  Второй год обучения (начальная школа).

К разработке прилагается презентация "Этажи леса».

Рекомендуется просмотр мультфильма "Будь здоров, зеленый лес!»".

 

                                           Тема: «Этажи леса»

Задачи

Обучающие:

  • познакомить с экосистемой леса; с флорой и фауной экосистем;
  • раскрыть значение экосистемы в природе и жизни человека;
  • показать необходимость и способы охраны;
  • учить видеть красоту цветущих растений.

 Развивающие:

  • развивать познавательную активность;
  • развивать речь, мелкую моторику рук.

 Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе, стремление ее охранять.

 

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Этажи леса», мультфильм «Будь здоров, зеленый лес!», раскраска «Лесовичок», цветные карандаши.

 

Ход занятия:

I.Орг.момент. Игра «Кто меня слышит?»

 

II Актуализация знаний.

Предлагаю всем загадки. Отвечайте мне ребятки.
Кто ответит лучше всех, того ждёт большой успех!
*****

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём!  (Лес)

*****
Весной одевается.
Осенью раздевается  (Лес)

*****

Богатырь стоит, богат,
Угощает всех ребят:
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малиной,
А Васю - хворостиной. (Лес)

Слово педагога:

- Ребята, вы догадались, о чём пойдёт речь сегодня на занятии? (Ответ детей: о лесе).

Совершенно верно. Сегодня мы отправимся в гости в лес, а сопровождать всех нас будет старичок - лесовичок! Он расскажет нам о лесе, лесных этажах и обитателях. (Все слайды презентации сопровождаются изображением старичка - лесовичка).

- Ребята, в вашем представлении, что такое лес?

Лес – это обширная территория, покрытая кустарниками и деревьями. Леса занимают около трети площади суши, площадь леса на Земле составляет 38 млн км².

Художественное слово  «Русский лес»

Нет ничего милее, бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет, накормит русский лес.

А будет жажда мучить, то мне лесовичек.

Средь зарослей колючих покажет родничек.

Нагнусь к нему напиться – и видно все до дна.

Течет вода – водица, вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы.

Душистая малина на кустиках густых.

Ищу грибов поляну я, не жалея ног,

А если и устану – присяду на пенек.

Лес очень любит пеших, для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший с зеленой бородой.

Жизнь кажется иною, и сердце не болит,

Когда над головою, как вечность, лес шумит.

 

                                                                    С. Никулин

Беседа:

 

- Кто сможет рассказать, какового значение леса? (Ответы учащихся).

Беседа старичка – лесовичка с учениками о значении леса по картинкам, представленным на слайде презентации:

1.Из растений леса получают всевозможные  лекарства. 

2.Лес – это дрова, топливо.

3. Лес снабжает человека пищей – грибами, ягодами, орехами, мясом зверей и птиц.
4. Для зверей и птиц  лес не только кормилец, но и дом родной.
5. Лес – это строительный материал, мебель.
6. Из дерева получают бумагу, на которой мы пишем.
7. Из древесины получают свыше 20000 различных изделий и продуктов.
8. Лес используют для защиты полей от засухи.
9. Там, где много леса, там полноводные реки.
10.Лес – это фабрика кислорода (1 га зеленых насаждений за 1 час может поглотить 2 кг углекислого газа, а за 1 год выделить около 10 тонн кислорода).
11. Лес – украшает нашу землю, поэтому это любимое место отдыха для  взрослых и детей.

 

Все растения, образующие лес, располагаются в лесу ступенями, или, как их называют в науке, ярусами. Некоторые леса имеют четыре, пять и даже больше ярусов. Первый ярус -  это главный древесный полог. Его высота доходит до тридцати и даже более метров. Второй ярус - это подрост. Третий - подлесок. Четвертый - травяной покров. Пятый - мхи и лишайники. (Рассказ учителя сопровождается показом слайдов презентации «Ярусы леса» и «Экологические ниши леса»).

 

Лес – это дом, в котором живут братья наши меньшие. Расселение обитателей лесного дома по «этажам» (ярусам) является одним из таких приспособлений. Мыши живут в корнях - в самом низу; разные птички, вроде соловья, вьют свои  гнездышки прямо на земле; дрозды - еще повыше, на кустарниках; дупляные птицы - дятел, синички, совы – еще повыше;  на  разной высоте по  стволу дерева и  на  самом верху селятся хищники: ястреба и орлы. При таком расселении каждому растению достается столько солнечного света, сколько оно любит, а каждому животному - достаточно пищи. В лиственном лесу пять «этажей». Основу лесного дома составляют деревья.

 

Старичок-лесовичок загадывает ребятам загадки о деревьях, которые растут на первом «этаже» (в первом ярусе). Они их отгадывают, а затем показывают их на слайде.

*****

Что же это за девица

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Сосна.)

*****

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной.

А на кончиках ветвей,

Много-много желудей. (Дуб.)

*****

Стоит красавица:

Косы зеленые, платье белое,

Кора горючая,

Ветки плакучие, семя летучее. (Береза.)

 

*****

Осенью, как только свистнет

Зыбкий ветер - дождевик

У него зеленые листья

Покраснеют в тот же миг. (Клен.)

*****

Есть сережки,

Но не девчонка.

Есть шишки

Да не сосенка.

А живет в низинке

Около лощинки. (Ольха.)

*****

Весной растет,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок-то - медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (Липа.)

 

Лесовичок хвалит детей за то, что они справились с его заданием, и продолжает свой рассказ. «На втором «этаже», - говорит старичок-лесовичок, - представлены такие деревья:

*****

Ягоды не сладость,

Зато глазу радость.

И лесам - украшение,

И дроздам угощение. (Рябинка.)

*****

Белые душистые цветы

«Дают» черные вязкие плоды». (Черемуха.)

 

Старичок-лесовичок показывает ребятам картинки с изображением кустарников: калины, боярышника и лещины, а шиповник ребята находят сами по его загадке:

*****

Зеленые кусточки, алые цветочки.

Кочки-коготочки стерегут цветочки

А плоды в красной рубашке,

Брюшко камешками набито. (Шиповник.)

 

Старичок-лесовичок обращает внимание детей на то, что кроме кустарников на третьем «этаже» они могут видеть молодые деревца, родители которых растут на первом и втором «этажах».

Затем ученики знакомятся с четвертым ярусом. Старичок-лесовичок предлагает ребятам посмотреть под ноги и сказать, что там растет. Дети находят землянику, ландыш, пижму, чернику.

*****

На припеке у пеньков

Много-много стебельков,

Каждый тонкий стебелек

Держит алый огонек.

Радугами стебельки —

Собираем огоньки. (Земляника.)

*****

Нам запах свежести лесной

Приносит позднею весной

Цветок душистый, нежный

Из кисти белоснежной. (Ландыш.)

*****

В прореженном лесу и у дорог

Ты встретишь дикую рябинку.

Вместо красных ягод у нее

С июля по сентябрь

Желтые цветки собраны в корзинку. (Пижма.)

*****

Под листом на каждой ветке,

Сидят маленькие детки,

Тот, кто деток соберет,

Руки вымажет и рот. (Черника.)

Старичок-лесовичок хвалит детей за хорошее знание травянистых растений, и напоминает, что нам осталось познакомиться с последним этажом леса. Пятый «этаж» состоит из мхов, лишайников и грибов.

*****

У него одна нога,

Да и та без башмака. (Гриб.)

*****

На лесных полянах, в рощах

Средь грибов расту и я.

По натуре, между прочим,

Ядовита, как змея. (Бледная поганка.)

*****

В шапке красной

Враг опасный.

Полюбуйся, погляди,

Да скорее отойди! (Мухомор.)

*****

Похож я на гриб боровик,

Но имя мое... (Моховик.)

 

Старичок-лесовичок обращает внимание детей на то, что в лесу имеется еще и «подвал». Это - почва, в которой находятся корни деревьев.

 

Упражнение «ФИЗМИНУТКА»

Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок,
Руки вниз – хлопок.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладём, 
И в розвалочку идём.
Дальше по лесу идём,
Перед нами водоём.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем веселее:
Раз, два, раз, два –
Позади уже вода.

 

Дидактическая игра «Деревья, кусты, цветы»

 

Ведущий предлагает послушать названия цветов, кустов и деревьев и одновременно выполнять разные движения. Например, если назван цветок, дети должны похлопать в ладоши, если назван куст - потопать ногами, а если дерево - то попрыгать. Если участник неправильно выполняет задание, ошибается, то с него берется фант, т. е. в конце игры он должен рассказать стихотворение, спеть песенку или загадать загадку о растении.

 

Цветы                                           Жасмин

Ландыш                                        Сирень

Ромашка                                       Рябина

Незабудки                                    Малина

Колокольчик                                Смородина

Сирень                                          Пижма

Боярышник                                  Одуванчик

Деревья                                         Мать-и-мачеха

Сосна                                             Кусты

Береза                                            Калина

Дуб                                                 Шиповник

Ель                                                 Липа

Тополь                                           Яблоня

Клен                                               Роза

 

Старичку-лесовичку понравилась игра детей, и он решает, что пора поговорить  о других обитателях леса. Животные также занимают определенные «этажи». Для них лес, словно многоэтажный дом с многочисленными квартирами.

*****

Дом открыт со всех сторон,

В доме тысяча колонн,

Над колоннами - шатры,

Под колоннами ковры.

Там живут и на коврах,

На колоннах и шатрах.

 

Старичок-лесовичок рассказывает детям, какие животные на каком «этаже» живут. На первом «этаже» живут иволга, сойка, белка, а также насекомые и гусеницы. Детям предлагаются такие загадки:

*****

Жить без дела не люблю я,

В пятом я встаю часу,

То сажаю кедры клювом,

То дубы в густом лесу. (Сойка.)

*****

Прилетает иволга

В рощи позже всех,

И гнездится иволга

В рощах выше всех.

С ветром повстречается:

«Как бы не унес!»

На гнезде качается

В зелени берез. (Иволга.)

*****

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом. (Белка.)

*****

В дуплах селятся дятлы, поползни, горихвостки.

Он по-рабочему одет —

Удобно, просто, ловко,

На нем малиновый берет

И пестрая спецовка. (Дятел.)

*****

Чей напев с концовкой разной,

То синицей прозвенит,

То весничку передразнит,

То зарянку повторит.

Черно-рыжая манишка,

Подвижной с рыжинкой хвост.

Скажет вам любой мальчишка: Это ...(Горихвостка.)

*****

На третьем «этаже», в кустарнике живут дрозд, снегирь, славка. Загадки и стихи о жителях кустарникового яруса.

 

Там, где растут травы - селятся мухи, пчелы, осы, птицы, бабочки, муравьи. Старичок-лесовичек читает стихи и загадки.

*****

Расту червяком, питаюсь листком.

Потом засыпаю, себя обмотаю,

Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.

Но с новой весной я вдруг оживаю,

Свой дом покидаю, как птичка порхаю. (Бабочка.)

*****

Не моторы, а шумят, не пилоты, а летят,

Не змеи, а жалят. (Осы.)

*****

Хоть она и жалит больно,

Но работой мы довольны. (Пчела.)

*****

Ползла букашка

По большой ромашке,

Но вспорхнула второпях

И запуталась в сетях.

Угадайте, дети,

Кто расставил сети? (Паук.)

*****

Не найдешь на белом свете

Силачей таких, как эти,

Трудовой такой семьи.

Кто же это? (Муравьи.)

 

Под землей живут кроты, личинки насекомых, некоторые гусеницы, дождевые черви, жуки. Детям загадываются загадки о подземных обитателях.

*****

Меня слепым зовут всегда,

Но это вовсе не беда,

Я под землей построил дом,

Все кладовые полны в нем. (Крот.)

*****

Волосата, зелена,

В листьях прячется она,

Хоть и много ножек,

Бегать все равно не может. (Гусеница.)

 

Старичек – лесовичок обращает внимание учеников, что им пора возвращаться с лесной прогулки. И дает напутствие детям: «Ребята, мы хорошо отдохнули в лесу, узнали, кто и где из лесных обитателей живет. Обязательно приходите в гости в лес и не забывайте, что его нужно беречь! Давайте вспомним, отчего и почему необходимо охранять лес? Вспомните правила поведения в лесу» (Ответы учеников)

                            

Пальчиковая гимнастика «Белка»


Сидит белка на тележке. (В самом начале кулачек сжат)
Продаёт она орешки: (Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому…

 

«Раскрасим старичка - лесовичка»

 

Ученики получают раскраску «Лесовичок» и раскрашивают его.

III. Итоги занятия.

- Каково значение леса?

- Какие «этажи» существуют в лесу? Назовите лесных жителей каждого этажа.

- Почему надо беречь лес? Каковы правила поведения в лесу?

 

IV. Просмотр мультфильма «Будь здоров, зеленый лес! »

Последнее обновление: 21.11.2013

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Д в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"