На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

| |

Психологические особенности подростка

Рекомендации для педагогов и родителей

 

Психологические особенности подростка

 

Большинство специалистов сходятся в том, что современные дети имеют свои особенности, выделяющие их на фоне предшествующих поколений. Уже признано фактом, что психофизиологическое развитие детей в настоящее время происходит иначе, чем 20 лет назад. В чем же заключаются эти различия и как их следует учитывать в педагогической практике? Об этом наш разговор.

Что происходит с подростком? Чтобы лучше разобраться в этом, давайте обратимся к мыслям о себе. У каждого из нас существует определенное устойчивое представление о себе, так называемое «Я-концепция», или образ «Я». Она включает в себя знания о своих внешних характеристиках, о своем характере, способностях и возможностях, об особенностях общения, отношение к себе.

То же самое и у наших детей. До начала подросткового возраста у них существовало достаточно устойчивое представление о себе. У подростка расшатывается прежняя «Я-концепция». Другими словами, подростковый кризис связан с дифференциацией внутренней и внешней стороной личности. Имеющийся образ «Я» частично разрушается за счет изменений во внешности и мышлении, появления сексуальных интересов, стремления к взрослости, новых условий обучения. Начинается бурное физиологическое развитие, меняются характеристики мышления (абстрактно-логическое), нарастают трудности в общении (скрытность, негативизм, конфликтность, эмоциональная неуравновешенность, острое отстаивание своих прав при нежелании выполнять элементарные обязанности). Подростку приходится осваивать внутренний мир, задавая себе вопросы: что я хочу, что могу, какова моя привлекательность для других, как меня видят другие, как сделать так, чтобы все заметили мою взрослость? Результатом подросткового кризиса становится новая взрослая идентичность, интегрирующая представление о сексуальных возможностях, новом уровне развития мышления и социальной позиции.

Главное – это понять и принять изменения, происходящие в подростке.

Два-три десятилетия назад ребенок развивался в условиях малого или определенного конкретного социума – семьи, класса, дворовых компаний и др., но всегда при четкой привязанности к конкретному взрослому.

Конкретные данные, полученные учеными, показывают, что степень реальных изменений исторической ситуации объективно обусловила качественные психические, психофизиологические, личностные изменения современного ребенка.

Факторы, определяющие изменения ребенка

  1. Маркетизация, этика рынка – усиливает ориентацию детей на потребление, адопцию, отрывающую ребенка от культурных традиций общества и его истории. Адо́пция (от лат. adoptio — усыновление), форма установления родства искусственного — включение индивида или нескольких лиц в какую-либо родственную группу или семью. Мотивы для адопции могли быть различны: обеспечение одинокого человека определённым статусом в системе социальных связей; обеспечение наследника бездетным семьям; взаимная адопция индивидов для установления союзных отношений между группами; адопция с целью поддержки экономически ослабленных групп и т. п. В стратифицированных обществах адопция часто ведёт к зависимому положению адоптируемых в группе.
  1. Маргинализация – неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисе и провинции, рост девиаций.
  2. Медикализация – постановка детям взрослых диагнозов, использование медицинских взрослых препаратов.
  3. Милитаризация  из-за компьютерных игр, видеопродукции – повышенный уровень тревожности, страхов, повышенная агрессивность, сниженный контроль детей за собственным поведением, формирование зависимостей.
  4. Низкий уровень развития родительской мотивации, слабое владение навыками общения с детьми, плохая организация бытовой стороны жизни ребенка, его режима. Перенос родительских неудач в семейной, профессиональных, личностной сферах на ребенка, который находится в атмосфере переживания трудностей, несостоятельности, неуспеха, беспомощности и безнадежности. Возникает наследование опыта семейных неудач и родительской неэффективности. Ребенок, лишенный с детства ощущения успеха, не имеет уверенности в себе.
  5. Фактор здоровья внешней среды: интенсивность ритмов и информационной насыщенности внешней среды. Интенсивный натиск информационных потоков, прежде всего телевидения и Интернета. Отрицательное действие массмедиа выражается в социальной аномии (разрушение одной ценностно-нормативной системы при несформированности другой), культурной депривации (ограничение, лишение доступа к духовным ресурсам и возможностям, необходимых для удовлетворения основных жизненных потребностей детей). Дети в силу специфики развития не обладают возможностью разделить зону понимания и зону внимания, они впитывают все. Вот эта, с одной стороны, сверхчувствительность к восприятию, а с другой – неумение и невозможность рассортировать информацию на нужную и ненужную ведут к рассеиванию внимания, к распылению специализированных функций, направленных на самоорганизацию. В конечном итоге ребенок выбирает пассивную стратегию, где главной целью становится уход от трудностей, избегание ситуаций, требующих сколь-либо серьезных собственных усилий. Не случайно педагоги говорят о том, что у детей упал не интеллектуальный потенциал, а потенциал активности. Лишь единицы хотят быть первыми, быть лидерами, а остальные требуют избыточного управления.

Сегодня ребенок поставлен в принципиально новую ситуацию – ситуацию разорванных связей. Т.е. ребенок с дошкольного, младшего школьного возрастов находится в огромном развернутом социальном пространстве, где на его сознание давит хаотичный поток информации. Данный поток перекрывает знания, получаемые от родителей, учителей, и открывает бесконечное поле для разного рода форм отношений, связей, действий. Эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, подаваемая не системно, а бисерно, ломано, вписывается в жизнь ребенка, в процесс его развития. Эта информация противостоит традиционному образованию, принципиально меняет сочетание зрительного и слухового восприятия детей, структуру их мышления, самосознания и миропонимания.

Результатом приобщения ребенка к телевизору с младенческого возраста является приобретение особой потребности в экранной стимуляции, которая блокирует собственную деятельность ребенка. Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии, к отсутствию интересов, гиперактивности, повышенной рассеянности. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимую и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текст в целом. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Им не интересно общаться друг с другом.

  1. Потеря родителями ответственности за детей, стремление родителей ограничивать активность и самостоятельность ребенка.

Ребенок в настоящее время другой.

Характерно для детей всех возрастов

- прогрессивное снижение темпов продольного роста детей, нарастание астенизации телосложения, отставание в приросте мышечной силы;

- растущее число детей с неблагоприятным, проблемным течением психического развития в онтогенезе; с ограниченными возможностями здоровья;

- увеличение категории одаренных детей: с особо развитым мышлением, с лидерскими способностями, с «золотыми руками», с художественными и спортивными талантами;

- серьезные изменения ценностных ориентаций (в ранжированном варианте): интеллектуальные, волевые, соматические ориентации. Особо значимо для детей – образованность, настойчивость, решительность, ориентация на высокий уровень достижения, хорошее здоровье, презентабельная внешность. На последних местах в иерархии стоят эмоциональные и нравственные ценности  - чуткость, терпимость, умение сопереживать. Отмечается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций;

- позднее проявление у детей двух ростовых скачков (два кризисных периода развития).

1-й скачок (предростовой спурт) – в 7-8 лет (раньше 6-6,5 лет). Следствие: в 1 и 2-м классах учебный материал необходимо подавать в игровой форме. В то же самое время у ретардированных детей (опоздание, задержка) существенно выше интеллект, а его невостребованность приводит к задержке общего интеллектуального развития, интеллектуальной депривации, которые, в свою очередь, ведут к склонности к делинквентному поведению, наркомании, увлечению компьютерными играми и другим патологическим зависимостям.

2-й скачок (пубертатный спурт) – 8-9-й класс для девочек, 9-10-й – для мальчиков (раньше 5-6 класс);

- акцентирование интеллектуального развития ребенка происходит в ущерб социальному, личностному развитию;

- риск современного детства: знания, отделенные от чувств. Ученые считают, что современное детство накапливает дефицит чувственного восприятия мира. Сегодня у многих детей наблюдается так называемая функциональная несформированность. В частности, специалисты нередко сталкиваются с проблемами в развитии моторики и сенситивности – с тем, что у ребенка недостаточно развита способность ощущать, различать и реагировать на внешние раздражители, что особенности детского восприятия сопряжены со слабым чувством боли, слабым чувством пространства…

Вследствие этого ребята оказываются не готовы к стилю обучения, которое сегодня проводится в большинстве школ: у детей недостает внутренних ресурсов, чтобы сделать своими знания, которые преподаются по традиционным методикам. А если знания не прочувствованы, они не присваиваются и не применяются. По сути, процесс учебы превращается в простое удержание знаний;

- современные дети гораздо меньше времени проводят в непосредственном общении со сверстниками, а для развития сенситивности важен телесный контакт, телесное усилие, которое осуществляется, когда дети играют, сталкиваясь друг с другом.

           

Только подростковые особенности:

- регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности, а обусловленная гормональным процессом повышенная активность подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов произвольного регулирования. Ухудшаются возможности избирательного внимания, избирательной оценки значимости информации, уменьшается объем рабочей памяти. Образуется несоответствие механизмов мозгового обеспечения когнитивных процессов и самосознания подростком своей взрослости и независимости;

- боязнь высказать свою точку зрения даже при ее наличии;

- нетерпимость позиции, точки зрения другого;

- сложности в самоопределении, выборе профессионального пути, своего назначения. Несоответствие профессиональных предпочтений (на данный момент) и возможностей (собственных и семьи) в их реализации;

- проблема невозможности, трудности справиться с вредными привычками, дурными наклонностями;

- проблема поиска способа удовлетворения физиологических, сексуальных потребностей;

- душевные переживания в связи с проявлением любви;

- отсутствие идеала, юношеский максимализм;

- страдание от одиночества и одновременное стремление к нему; потребность выговориться при охране своего внутреннего мира от вторжения.

- новые характеристики в социальном развитии подростка - особый поиск смысла жизни, возрастание критичности по отношению к взрослым,  непризнание родителями взрослости. Наличие ориентации «не взрослеть» происходит из-за формирующегося недоверия к окружающему миру, к миру взрослых. Неготовность принять на себя ответственность как взрослого человека, гражданина в сложной жизненной ситуации;

- феномен мобилизации: предъявление своего взгляда на мир, наличие своего голоса, позиционирование себя по отношению к миру взрослых и детей, через создание разнообразных неформальных объединений. Данные объединения удовлетворяют потребность подростков в самовыражении, эпатаже, демонстрации своих отношений к миру;

- высокий уровень тревожности, усугубленное чувством брошенности, ненужности взрослому миру, опустошенности, растерянности, неверия в себя;

- сниженная мера ответственности, стремление добиваться цели упрощенными и быстрыми способами;

- увлечение процессом ради процесса, а представление о цели им мало знакомо. Вот они моментально самоорганизовались, провели мероприятие, оказали волонтерскую помощь и разбежались. Но поближе познакомиться друг с другом не захотели. Есть культ супергероя – и довольно. Пытаясь в короткое сообщение вместить максимум информации, в единицу времени – максимум коммуникации, привыкшие жить на синтезированной музыке, такой же информации, письменности, они легко совмещают несовместимое и в разговоре то и дело подсовывают синтезированные выводы. Логики и сложноподчиненных мыслей практически нет. Важный человек – диджей, ведь он классно синтезирует из готового! Жить надо, где тебе лучше, а  работают пусть дроны (именно дроны, а не роботы, это их лексика);

- мышление ассоциативное и метафорическое, «зачем?» и «почему?» не их вопросы. Особенность их мышления – иррациональность, в их иррациональности есть внутренняя логика. Они многомерны, и эта их многомерность не осязаема теми, кто живет в параллельной реальности, нами то есть. Это люди постиндустриальной эпохи. Сетевое мышление, сформированное субкультурой тусовок-флешмобов в оффлайне и социальными сетями в онлайне;

- дети живут на пересечении сразу нескольких временных потоков и не в одной реальности. Они, скажем, сидят на уроке и тут же со своего телефона обмениваются эсэмэсками, у них подключен Facebook, работает какой-то чат – то есть три-четыре реальности сразу, и они не собираются отказываться ни от одной, как и от привычного уже состояния в курсе.

Их читерство в оффлайне (применение недозволенных или нестандартных методов и приемов для повышения эффективности своих действий) проистекает из того, что пользование реальными социальными лифтами затруднено до предела. И когда на каждом шагу встречаются еще и административные барьеры, которые нужно суметь обойти, молодежь запускает навыки, приобретенные в ходе коммуникаций на игровых серверах, удивляя окружающих результатами развиртуализации этих навыков;

- дети живут в пространстве пяти графических систем одновременно: традиционной письменности, пиктограмм, математической символики, символики языков программирования и эмотиконов (смайлик – самый известный). Элемент их культуры, свойство личности – неология, то есть творческие и инновационные процессы, постоянное изобретение. Ведь изобретательство требует эрудиции, информированности, свободы – и это все наживается в процессе, если не бить по рукам. Но поскольку взрослым со всем этим надо как-то обращаться, а не умеем, мы ставим запреты и навешиваем оскорбительные ярлыки;

- плохо воспринимают идеологию, потому что в постиндустриальном мире ей нет места;

- проявление все большей инфантильности не только у подростков, но и у взрослых и  общества в целом. Естественно, это происходит в условиях, когда важнейшие жизненные выборы за человека делает кто-то другой. Потому формируется вполне определенный стиль жизни, который передается, в том числе, и на уровне внутренних резервов. А они в свою очередь откладываются в генотипе.

Все уже поделено, места распределены, и пробраться к интересному и достойному можно лишь путем хакинга (взлома) реальности. Раз стандартные ходы не для них, значит – нестандартные. Потому что покорствовать они не могут, их стремление к повышению качества жизни и требовательность к комфортному существованию неистребимы. Они торопятся жить, несмотря на инфантильность; знают, чего хотят, в их повседневной жизни должен быть драйв (адреналин, экстрим); успешны – энергичные.

- способ обучения. Они его выбирают сами. Латентное научение в Сети происходит много быстрее и успешнее, чем в классе или по учебнику. Совершенно непонятно, где кто научился, чему именно, у кого.

А какой стратегии стоит придерживаться в средней школе, в работе с подростками? В средней школе скорее надо ориентироваться на развитие и раскрытие мотивационный сферы. Здесь важно дать возможность ребенку попробовать себя в разных видах деятельности и найти себя, понять свои возможности, склонности, предпочтения.

Технологии обучения должны давать ребенку возможность понять, ощутить то, что он сделал сам: вывел какое-то правило, определение, закономерность...

Все было бы не так печально, если бы взрослые не мешали тем процессам, которые протекают естественным образом. Дело в том, что мозг ребенка чрезвычайно пластичен, даже сверхпластичен, его возможности не ограничены. И когда какие-то функции не развиты, мозг начинает вырабатывать собственные механизмы приспособления, чтобы их компенсировать. К примеру, если возможности зрительного и слухового восприятия не согласованы друг с другом и замещены каким-то другим способом, например, тактильным, то понимание идет главным образом от тактильности. То есть, чтобы понять, нужно потрогать.

А с нашей стороны это выглядит странно, как агрессия, как нарушение дистанции и личного пространства...

Другой пример – резкое увеличение числа гиперактивных детей. Их подвижность и неусидчивость могут восприниматься педагогом как некая аномалия, а для ребенка это часто единственный способ быть включенным в происходящее. И таких странностей в поведении современных детей наблюдается очень много.

Но ведь люди во все времена вырабатывали индивидуальные способы компенсации определенных дефицитов развития. Просто раньше отклонения, скажем так, типичного процесса личностного созревания были, может быть, не так заметны, менее существенны и разнообразны? Это с одной стороны. А с другой – для адаптации современным детям нужно больше времени, чем требовалось их сверстникам 30–50 лет назад. Но мы, взрослые, им этого времени не даем.

В реальном мире никаких норм и стандартов нет. Стандарты устанавливаем мы, взрослые. И если мы будем относиться к детям, исходя из того, какими сами были в детстве, то станем все время говорить о несоответствии. Они не такие, но это не значит, что у них какое-то отклонение.

Один из ключевых принципов здесь – опора на сильные стороны ребенка. Прежде всего, поддерживать сильные стороны и постепенно подтягивать слабые. Ориентироваться на способности, на то, что у ребенка получается лучше, где он выглядит успешным на фоне других, и подкреплять эти успехи.

Скачать Психологические особенности подростка
Последнее обновление: 13.11.2012

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Д в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"