На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

| |

Дети другого полушария. Левша

Методические рекомендации для педагогов и родителей

«Дети другого полушария. Левша»

(по материалам Екатерины Емельяновой)

 

Ведущее полушарие не всегда правое, а само левшество бывает смешанное и «чистое» (крайне редко, когда ведущие у человека – левое ухо, нога, глаз и рука). Между прочим, по частоте именно в этом порядке: среди смешанных левшей больше всего левоухих, меньше всего леворуких. Учителя думают, что главные проблемы возникают с письмом «не той» рукой. Но восприятие материала тоже зависит от того, «в какое ухо влетело». Например, если в ведущее левое, то зачастую ребенок воспринимает только эмоциональный настрой, тональность учительской речи. А содержание – нет.

Ведущий левый глаз передает мозгу информацию сначала о правой части страницы, и ребенок начинает читать задом наперед.

Проблемы, как правило, коренятся глубже, в сферах пространственной ориентации, концентрации внимания, развития фонематического слуха.

Подобные дети неаккуратны, склонны рассказывать небылицы, медлительны, созерцательны. Они очень разные, но их учебный потенциал велик... другое дело, что взрослые не всегда могут этот потенциал развить. На первый взгляд это маленькие грязнули и лентяи. Их неважная успеваемость, часто трактуемая преподавателями как умственная несостоятельность, объясняется психологическими и педагогическими факторами: они столь чувствительны, что в состоянии душевного дискомфорта ни на что не способны.

У этих детей так организован мозг, что они по-особому воспринимают учебный материал. Такие ученики крайне медлительны и тянут классные показатели успеваемости вниз, особенно когда дело касается техники чтения, скорости решения задач и безошибочного написания диктантов. Они рассеянны и несобранны, неграмотно пишут, легко зачеркивая и небрежно исправляя написанное, но при этом часто получают положительные оценки за устные ответы, как правило, по тем предметам, которые преподают творческие, способные увлечь детей преподаватели, излагающие материал ярко, образно, использующие различные демонстрационные материалы и дающие нестандартные задания. В их тетрадях, в комнате, на рабочем столе – постоянный беспорядок. На призыв «привести все в должный вид завтра же!» реагируют индифферентно. Когда такой мыслитель уходит в свой внутренний мир, он обычно не слышит обращенных к нему вопросов, чем, естественно, раздражает окружающих.

Нередко они обманывают, причем мастерски, виртуозно, многоэтажно.  Но цель их вранья не поддается логике и не преследует личных интересов. Склонность к фантазированию, умение выстроить целую историю на основе одной детали, поразившей воображение, иногда ставит в тупик окружающих взрослых. Ученики-левши могут иметь и пятерки по русскому языку – не зная ни одного правила и опираясь только на свою интуицию, они способны прекрасно писать диктанты. А могут и не писать...

Они способны хуже всех сдать технику чтения и могут, забыв обо всем, читать под партой «Незнайку на луне» или «Денискины рассказы», с шумом переворачивая страницу за страницей. Они могут выкрикивать ответ к задачке, условие которой еще не записано на доске, а только прочитано учителем. И не сделать на контрольной ни одного задания, засмотревшись на ворону за окном, которая, кажется, примерзла к ветке. Они могут решить уравнение таким запутанным и сложным путем, от которого у учителя волосы на голове дыбом встанут, но результат-то будет правильным! Левшонок  может никак не понимать, что такое проценты, и вдруг в конце учебного года блестяще решить задач-ку на эту тему – дошло! На физике левшонок может «показывать в лицах» решение задачи на равномерное движение, потому что скучные формулы и условные единицы для него не несут никакой информации.

Экономическая география с ее цифрами, количеством запасов полезных ископаемых – не для таких детей, но экономика может очень увлечь, а уж спрогнозировать экономическое будущее даже реального государства такой ученик сможет не хуже любого учителя. Они могут на уроке замучить преподавателя.

Этот «бессознательный интеллект», свойственный правополушарным левшам, и делает их «трудными» в нашей школе, которая ориентирует учеников на сознательное освоение наук.

В таких случаях речь, скорее всего, идет о переучивании, которое самым печальным образом сказывается на владении языком. Ведь даже манипулируя правой рукой, человек все равно остается левшой – такая у него мозговая организация, изменить которую не дано никому.

Наблюдения показывают, что среди лев-шей мальчиков гораздо чаще встречаются те, которые обладают высоким уровнем IQ и при этом учатся «средненько», неровно. В двоечниках же ходят как правши, так и лев-ши в равной степени. А вот среди левшей девочек ярче выражена полярность, то есть имеются или круглые отличницы и умницы, или типичные двоечницы.

 

Специальные тестовые задания для выявления ведущей руки

В младшем школьном возрасте детям предлагаются специальные тестовые задания, в ходе выполнения которых каждый ребенок производит следующие простейшие действия:

- открывает коробочку,

- банку с завинчивающейся крышкой,

- развязывает узелок,

- протирает доску тряпкой,

- поднимает с пола предмет.

Активные действия при выполнении данных заданий ребенок будет производить

ведущей рукой. На основании этого и будет сделан вывод о том, является он леворуким или праворуким.

Детям старшего и среднего возраста предлагаются классические тесты, которые приводятся ниже.

- Переплетение  пальцев  рук. При выполнении задания на переплетение пальцев рук у ребенка

сверху всегда оказывается большой палец ведущей руки. Если попросить его изменить положение

переплетенных пальцев на противоположное, то это потребует времени на обдумывание, а само исполнение вызовет ощущение неудобства.

- Скрещивание рук (поза Наполеона). При выполнении задания на скрещивание рук у детей кисть ведущей руки первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху.

- Аплодирование. При аплодировании более активна и более подвижна ведущая рука, она совершает ударные движения о ладонь неведущей руки. Считается, что этот тест имеет большую, чем другие пробы, информационную ценность.

- Тест на завод часов. Во время завода часов ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, а неведущая фиксирует корпус часов.

- Проведение вертикальных линий. Детям старше 11 лет предлагается провести вертикальные линии на расстоянии 1–1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой. Число линий, проведенных правой рукой, у праворуких на 29% больше, чем проведенных левой. Леворукие больше линий проводят левой рукой.

Труднее  всего  детям-левшам освоить систему грамматических правил родного языка и применять ее в письменной практике.

 

Десять волшебных принципов

1. Принцип благожелательности.

Никаких осуждений и строгих взглядов. Если ребенок заслуживает похвалы, то его лучше перехвалить, чем недохвалить. Если он допускает ошибки, увиливает от трудных заданий – втолковать и объяснить, что, как, зачем и почему делается.

2. Принцип смены ролей.

Не стоит бояться, время от времени, передавать ребенку функцию учителя. Пусть он тоже что-то объяснит, покажет, научит.

3. Принцип «антизанудности».

Содержание всех текстов должно быть забавным, веселым или нести полезную информацию. Приветствуются абсурдные и даже бессмысленные «сочинялки».

4. Принцип «поэтических приоритетов».

Работать предпочтительнее со стихотворными текстами. Они короткие, веселые, ритмичные,

образные, полны метафор и иносказаний.

5. Принцип «лучше меньше...».

Все задания должны быть очень небольшими по объему, чтобы они не стали монотонными, скучными и не успели превратиться в наказание.

6. Принцип переключений.

На занятии должна постоянно происходить смена видов деятельности: списывание по образцу, перебрасывание мячика, диктовка, шифровка, рисование, устное сочинение, болтовня, работа руками (упражнения для тренировки мелкой моторики обеих рук), игра, разгадывание кроссвордов, дыхательные упражнения.

7. Принцип предварительной настройки.

Настройка на новый вид деятельности происходит посредством активизации зрительных, слуховых или тактильных зон («муха», слежение глазами за подвижным объектом для включения в работу глаз; распутывание или запутывание веревочки, «волшебный мешочек» – для активизации пальчиков; «стуки», «звуковые шифры» – для активизации слуха и т.п.).

8. Принцип материальной заинтересованности.

Мы не ставим оценок, но успех ребенка должен быть материально подкреплен: конфета, банан, карандаш, блокнот для записи умных мыслей, книга, переводная картинка, наклейка, грамота, благодарственное письмо, медаль (хотя бы и шоколадная) – вариантов много.

9. Принцип «умей слушать».

К монологу ребенка на любую тему следует относиться максимально внимательно и заинтересованно. Даже если это далеко уводит от темы занятия и отнимает уйму времени. Придать динамики, ввести в нужное русло, помочь вовремя закончить выступление  – да, но никогда не прерывать.

10. Принцип «мы с тобой одной крови».

Я не оцениваю твоих умений, не ищу твоих ошибок, не смеюсь над твоими бедами. Я тебе помогаю! Ведь «мы с тобой одной крови!».

 

Зная, в какой сфере ребенок-левша наиболее «слаб», работу с ним начинаем с укрепления этих сфер, так как без более-менее ясного представления о пространстве, без умения концентрировать свое внимание, без развитого фонематического слуха мы вряд ли достигнем желаемого результата. Однако параллельно с этой работой формируем и тренируем те навыки и умения, которые приходится использовать каждый день

 

Упражнения для развития пространственных представлений и концентрации внимания

На уроках русского языка. Казалось бы, как ориентация в пространстве может быть связана с уровнем грамотности? Очень тесно.

В фонетике мы говорим о тех случаях, когда буквы Я, Ю, Е, Ё обозначают два звука, указывая на их пространственное положение по отношению к другим буквам: в начале слова, перед согласными, перед «ь» и «ъ». Изучая словообразование, даем определение приставки и суффикса как значимых частей слова, находящихся до или после корня. Правило употребления «ъ» наиболее сложно для детей с пространственными трудностями, потому что оно охватывает

сразу два топографических понятия: после приставки на согласный (а что такое приставка?) и перед корнем на я, ю, е, ё. Правописание некоторых корней с чередованием гласных зависит от суффикса «а», искать который нужно после корня. Проблема в том, что то, что учителю-правше кажется абсолютно простым и ясным, «темный лес» для ученика-левши.

Игра «Муха».

Известный всем психологам тренажер, помогающий освоить пространство, очень прост. На листе бумаги рисуем «клетку», в ней 9 окошечек – 3 на 3, как для игры в «крестики-нолики». В этой клетке живет воображаемая, виртуальная муха, которая может передвигаться по команде ведущего из одного окошечка в другое вверх, вниз, вправо или влево.

Иногда мухе дается «неправильная» команда, в результате чего она «вылетает» за пределы клетки, вот тут-то игрок должен хлопнуть в ладоши так громко, чтобы муха вернулась в клетку. Свой полет муха всегда начинает из центрального окошечка. Мух можно ловить как с открытыми, так и с закрытыми глазами. Количество окошечек можно увеличивать. И обязательно применять принцип «смены ролей» и «материального вознаграждения». Если скучно ловить мух, можно устроить охоту на птеродактилей.

Игра «Спрячь  вещицу». 

Для  этого упражнения-игры требуются две одинаковые простейшие схемы комнаты. Одна у ребенка, другая у взрослого. Они договариваются, какой предмет будут прятать. Ну, например, чемодан с деньгами. На своей схеме каждый ставит крестик там, где мысленно спрятал предмет. Причем его противник не должен видеть этот крестик. Затем ребенок «руководит» продвижением взрослого от входа в комнату до места, где «спрятан» предмет. Например, «налево, у дивана повернуть направо, прямо до стола, под столом». Потом взрослый командует продвижением ребенка. Сначала команды будут простейшими, но важно, чтобы они были пространственно правильными и вели к цели.

Упражнения для развития фонетико-фонематического слуха

«Звуковые парочки».

В эту игру можно играть с мячом и без мяча, просто сидя или стоя друг напротив друга. Взрослый называет пару похожих по звучанию слов и кидает мяч, ребенок ловит мяч, говорит,

чем слова друг от друга отличаются, и кидает мяч взрослому. Напри-мер, «белка–булка», «шар–шарф», «полка–пилка». Потом взрослый и ребенок меняются ролями: ребенок произносит пары слов, взрослый объясняет их отличие.

«Тихий диктант». Это обычный диктант небольшого объема (1–2 четверостишия), но продиктованный шепотом.

«Словесные цепочки». Эта игра очень полезна для тех детей, которые не дописывают окончания слов, пишут слова задом наперед, переставляют буквы местами. Играть в нее веселее с мячом. Игроки перекидывают друг другу мяч, называя слова так, чтобы их первыми

буквами были две последние буквы предыдущего слова. Например: слива – вагон – ондатра – радуга – галеты – тыква – вареник – икра – радость и т. д. Выигрывает тот, кто назвал слово последним.

«Хитрые шифровки». Ребенку диктуются слова, которые он записывает не буквами, а точками, причем в столбик (при записи в строчку трудно отделить одно слово от другого). Таким образом, можно «отучить» от пропуска букв, нацелив на звуко-буквенный анализ слова до его написания.

Это  упражнение  можно  чуть усложнить, если попросить какую-то определенную букву обозначать точкой красного, синего или зеленого цвета. Еще более сложным будет задание, в котором требуется обозначать разными цветами сразу две буквы. Можно поступить иначе. Сначала «записать» слово точками, потом взрослый повторно диктует слова в том же порядке и просит отмечать ярким фломастером какую-либо букву.

Можно использовать еще один вариант, он особенно хорош для тех, кто имеет склонность к недописыванию слова. Диктуемое слово также «записывается» точками, но две его последние буквы пишутся полностью.

Последнее обновление: 18.11.2013

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Ц в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"