Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Обращение граждан: отправить сообщение

- -

Как помочь первокласснику с домашним заданием

  1. Установите расписание

Многие дети оставляют домашнее задание на поздний вечер, когда мозг устал и не может полноценно работать. Чтобы такого не случалось, договоритесь с ребёнком о точном времени выполнения уроков и обязательно учтите его интересы. Например, оставьте окно на просмотр любимого мультфильма или предусмотрите перерыв на шоколадку с чаем. При этом ограничьте время на подготовку к урокам. Занятия более полутора часов, даже с перерывами, не пойдут на пользу.

2. Помогайте только тогда, когда ребёнок попросит

Смысл домашнего задания в том, чтобы научить ребёнка работать самостоятельно. Вы должны обеспечить все условия для работы, но не делать задания за школьника.

3. Выполняйте только то, что задано в школе

Ученик сначала несколько часов находится в школе, а затем его «рабочий день» продолжается, когда он выполняет уроки дома. Жизнь ребёнка не должна состоять из одной умственной деятельности. Для полноценного развития важны движение, общение, труд и творчество.

4. Исключите негативные оценочные высказывания

Такие фразы, как «Что здесь может быть непонятно?», «Я бы за это время...», не просто не помогают, а ухудшают умственную деятельность. Кроме того, нельзя употреблять слова «никогда», «всегда», «вечно», «опять». Постоянное повторение таких формул показывает ребёнку, насколько мало он может, и отбивает интерес к учёбе.

Будьте терпеливы. Ребёнок и сам хочет побыстрее разделаться с уроками, поддержите его.

5. Не ставьте несколько разноплановых задач одновременно

Если первокласснику одновременно сказать сидеть прямо, писать красиво и думать быстро, то он тут же отвлечётся от непосредственного выполнения задания и ему будет трудно вновь сосредоточиться.

Выделите главную задачу: прочитать и разобраться с текстом, понять решение задачи, грамотно переписать упражнение, — а остальные отодвиньте на другое время.

Формировать самоконтроль и самооценку выполненных действий у школьника можно с первых дней обучения.

Самоконтроль может быть предварительным, процессуальным и итоговым.

  1. Во время предварительного самоконтроля ребёнок проверяет свою готовность решить задание: знакомится с условиями, предполагает способ решения, прогнозирует результат.

Учитель на этом этапе помогает школьникам с помощью вопросов:

  • С чего мы начнём работу?
  • В какой последовательности мы будем выполнять это задание?
  • Какие трудности нам могут встретится?
  • Какие ошибки могут возникнуть? В чём надо быть особенно внимательным?
  • Какая помощь может потребоваться?

2. Процессуальный контроль сопровождает всё выполнение задания.

Самый распространённый приём процессуального контроля — комментирование работы. Оно может проходить в разных формах.

  • Вызванный к доске ученик комментирует своё решение, остальные слушают и проверяют.
  • Комментирование в парах: один комментирует, другой слушает и проверяет.
  • Комментирование по цепочке, когда каждый новый этап комментирует следующий ученик.
  • Комментирование «про себя», когда все ученики проговаривают свои действия, но не вслух. Одним из вариантов такого комментирования можно считать выделение орфограмм: школьник находит орфограмму, вспоминает правило и затем подчёркивает ту или иную букву.

3. Итоговый самоконтроль предполагает сравнение полученного результата с эталоном.

Делимся несколькими приёмами итогового самоконтроля.

  • Цветная оценка

Внизу страницы ученики рисуют два круга. Оценив свою работу, дети закрашивают один круг, другой круг закрашивает при проверке учитель. Значения цветов обговариваются заранее. Например, красный — всё получилось, зелёный — есть недочёты, но старался, синий — получилось плохо, недоволен работой.

В начале следующего урока ученик смотрит, совпала ли его оценка с оценкой учителя. По такому же принципу можно использовать не цвета, а ступеньки лесенки: чем выше, тем лучше выполнена работа.

  • Зашифрованный рисунок
  • Учитель раздаёт табличку с числами или буквами. Ученики решают примеры, или заполняют пропуски, или выполняют тесты и в зависимости от результата закрашивают ту или иную ячейку таблицы. Если все задания выполнены верно, у ребёнка в табличке появляется рисунок.

Лист самоконтроля

После выполнения работы ребёнок берёт у учителя лист с ответами и проверяет себя самостоятельно.

  • Оценочные шкалы

В конце работы ученик чертит несколько шкал и подписывает их. Например, это могут быть шкалы «Грамотность», «Аккуратность», «Внимательность». Сравнивая свою работу с эталоном, школьник фиксирует недочёты и оценивает себя по каждой из шкал. Затем по этим же шкалам работу оценивает учитель.

Опубликовано: 24.10.2022

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Д в сокращении ЦДТ (прописью в им. падеже)

- -