Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Обращение граждан: отправить сообщение

- -

Памятка 3 - «МОБИЛЬНАЯ» ТРАВЛЯ

Развитие мобильных технологий и гаджетов привело к тому, что в любом, даже самом недорогом телефоне есть функция видео- и фотосъемки. Это открывает новые возможности для детей и взрослых: можно моментально запечатлеть понравившийся сюжет и сразу же выложить его в Интернет (в социальные сети или на Youtube). При этом все чаще приходится констатировать, что наши дети снимают, фотографируют и показывают миру не только позитивные моменты.

В последнее время участились случаи, когда школьники специально устраивают драки или совершают насильственные действия по отношению к сверстникам и даже учителям, снимают все это на видео и спешат выложить эти сцены в Интернет. Один «герой» бьет или запугивает жертву, а другой фиксирует все происходящее.

Нередко дети записывают на видео случаи «особого» (выставляющего человека в неприглядном свете) поведения одноклассника. Затем ролик размещают в Интернете или передают другим детям. Причем сами «охотники» не догадываются, что своими действиями нарушают права другого человека на нераспространение личной информации. Были отмечены случаи, когда дети и подростки фабриковали видео с участием одноклассников и учителей, используя его в дальнейшем как инструмент травли или шантажа.

Таким образом, даже безобидный мобильный телефон может создать серьезную проблему во взаимоотношениях в классе или школе - проблему, с которой надо уметь работать педагогу-психологу, классному руководителю, социальному педагогу.

При этом важно не только своевременно и правильно реагировать на каждый такой инцидент, но и выстраивать систему профилактической работы с учащимися по предотвращению подобных случаев. Профилактическая работа психолога, классного руководителя, социального педагога должна строиться исходя из понимания причин подобного поведения детей.

Некоторые причины:

Причина 1. Отсутствие «мобильной» и правовой культуры. Ребенку никто не говорил о том, что можно делать с помощью мобильного телефона, а что - нет.

Современный мир сформировал своеобразный «мобильный» этикет - правила применения мобильного телефона, но никто детей с этими нормами не знакомит и не объясняет, что за подобные негативные деяния подростки и их родители несут административную и уголовную ответственность.

Часто съемки и дальнейшее распространение роликов, фиксирующих сцены насилия, рассматриваются детьми как «прикольные» действия, а об ответственности за них они даже не догадываются.

К сожалению, покупая детям дорогие телефоны, родители не то что забывают, а просто не видят причин для того, чтобы объяснять детям, «что такое хорошо, а что такое плохо» в использовании мобильника. Они даже не предполагают, что их ребенок может найти неприемлемое применение возможностям своего телефона.

Причина 2. Размытость моральных норм в обществе и негативное влияние СМИ и Интернета.

Подобные вещи дети и подростки видят на экранах телевизоров, в Интернете и считают такое поведение вполне допустимым. На телевидении даже поощряют «мобильных репортеров», которые записывают «интересные, необычные сюжеты». А в Интернете существует ряд сайтов, куда можно загружать ролики со сценами насилия. Как правило, такие ресурсы пользуются популярностью, и загрузить туда ролик «круто». С такими установками надо обязательно работать, заменяя их на позитивные и толерантные.

Кроме того, бывают случаи, когда дети записывают драку на видео, а взрослые стоят рядом и смотрят, поскольку считают это «забавой» и ждут окончания схватки. Тем самым они поощряют детей к насилию, давая им понять, что подобное поведение одобряемо.

Причина 3. Дети снимают жестокие ролики, потому что имеют ограниченный арсенал моделей поведения, отсутствие у них знаний о конструктивных способах общения.

Часто ситуация усугубляется тем, что сами взрослые с детства учат детей агрессивным приемам разрешения конфликтов.

Причина 4. Невозможность самореализации в хороших, позитивных поступках и нахождение негативных путей получения внимания и одобрения.

           

Приоритетные направления и методы в области профилактики «видеоагрессии»:

 

● Формирование правовой культуры детей, разъяснение того, как можно и как нельзя использовать мобильный телефон для взаимодействия с другими людьми, знакомство с правовыми последствиями подобных деяний, демонстрация конструктивных способов использования телефона для организации досуга.

● Формирование умения отделять хорошее от плохого и делать нравственный выбор не на основе слепого подражания, а на основе собственных взвешенных решений.

● Формирование конструктивных способов поведения и разрешения конфликтов.

● Формирование «моды» на позитивное использование мобильных гаджетов, на толерантное общение в Интернете.

● Повышение компетентности родителей в области конструктивных взаимодействий с ребенком и трансляции ему позитивных нравственных ценностей.

● Создание условий для самореализации и успешности каждого ребенка в социуме (школа, семья).

Говоря о профилактической работе, важно отметить, что необходимо очень аккуратно подходить к разговору о правовых последствиях «видеошалостей». Дозированная информация необходима для адекватной оценки ребенком последствий своих действий. Вместе с тем чрезмерное запугивание может привести к обратной реакции — стремлению тайно повторять запретные действия.

Технологии профилактики должны быть ненавязчивыми. Нужно корректно показывать ребенку конструктивное решение проблемы или способ поведения. Обучение должно быть основано на деятельности: учащиеся сами открывают приемлемые формы решения проблемы и делают для себя выводы.

Все специалисты, работающие с детьми, совершающими негативные действия по отношению к окружающим, должны выступать единой командой. Причем надо стараться подключить к ней и родителей.

           

Из современных эффективных технологий, которые могут применять взрослые в работе по профилактике «жестоких игр», можно порекомендовать:

● Использование социальной рекламы: правильно подобранные или снятые своими силами социальные ролики эффективнее бесед и разговоров.

Они ненавязчиво позволяют продемонстрировать позитивные установки и задать конструктивную модель поведения. Такие ролики можно показывать на тренингах, классных часах или на больших экранах в школе. Эффективным бывает проведение конкурсов социальной рекламы среди учащихся.

● Квест-технологии — использование «игр-бродилок», где участники, проходя по определенному игровому маршруту, параллельно открывают для себя новые знания и способы поведения.

● Тренинговые и игровые формы занятий.

● Совместные детско-взрослые мероприятия.

● Конкурсы и социальные акции в социуме и интернет-среде.

 

Если ролик уже побывал в сети

Если произошел подобный случай, неэффективно набрасываться на одну из сторон с обвинениями.

Необходимо рассмотреть ситуацию с различных позиций: и обидчика, и жертвы, пытаясь понять причины произошедшего.

Часто в поведении жертвы можно встретить моменты, провоцирующие обидчика на жестокое поведение.

О случившемся психологу часто рассказывают или сама жертва, или посторонние дети. При этом в большинстве случаев жертва и знающие о случившемся дети просят не озвучивать их имен. Они не хотят, чтобы кто-то знал о том, что они «нажаловались» психологу и предали ситуацию огласке. Это надо учитывать.

Каждый проступок индивидуален, и психолог должен находить адекватные способы реагирования. Если ситуация изначально предана огласке и все знают о ней, это упрощает взрослым задачу: все действующие лица известны и можно начинать работу. Труднее, когда в Интернете обнаруживается видео, автор которого неизвестен.

Если ситуация со съемкой и размещением в Интернете стала известна, то целесообразно работать с каждым участником конфликта отдельно. После этого возможна встреча конфликтующих сторон и выработка совместного решения. Параллельно осуществляется работа с классом по профилактике подобных явлений, которая проводится вместе с классным руководителем, социальным педагогом, осуществляется групповое консультирование родителей.

Если психолог не знает причин и действующих лиц конфликта, то лучше начать с тактичного сбора информации. И только после прояснения ситуации можно начинать проводить необходимую работу. При этом, собирая материал и взаимодействуя с детьми и педагогами, важно не допустить, чтобы до выяснения всех причин делались поспешные выводы и сгоряча принимались решения.

Если в дело вмешивается полиция, то важно помнить, что писать какие-то представления на детей психолог имеет право только при наличии письменного запроса от судьи. Но главное - при возникновении подобных случаев нужно усилить работу по созданию безопасной образовательной среды в школе и комфортной семейной обстановки. Если ребенку комфортно, он успешен в учебе, у него сформированы нравственные идеалы и он умеет делать нравственный выбор, он не станет провоцировать и унижать одноклассников или учителя, чтобы выложить видеоролик в Интернете.

Опубликовано: 20.11.2014

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Ц в сокращении ЦДТ (прописью)

- -