Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Обращение граждан: отправить сообщение

- -

Игровая экология - Животный мир тайги

Разработка занятия

по дополнительной образовательной программе «Игровая экология»

для учащихся 8-10 лет

Первый год обучения

 

Автор разработки: Хлебас Ю.В., педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ,

г. Усть-Илимск

 

Тема занятия «Животный мир тайги»

 

Цель: формирование универсальных учебных действий у младшего школьника.

Задачи:

- дать первоначальные знания об образе жизни некоторых животных тайги;

- продолжить формирование умений самостоятельной работы с текстом (внимательно воспринимать информацию;  рационально запоминать); работы в группе,  рефлексирования своей деятельности;

- воспитывать бережное отношение к природе и любовь к малой родине.

 

Материалы: рулетка, карточки с изображениями животных, рисунки с изображениями орехов, ягод, грибов, растений, насекомых, грызунов, овощей, карточки с текстом.

 

Ход занятия

 

1. Организационный момент: коллективное упражнение.

- Ребята, наше занятие мы начнем с  важной разминки. Встаньте и потянитесь. Нам нужно приготовиться к процедуре, которая может подарить нам бодрость духа. Встаньте прочно, ноги слегка расставьте. Одну руку держите справа на расстоянии примерно 20см от головы и левую так же. Представьте, что вы держите в руках шерстяную нить. Представьте теперь что вы тяните эту нить из одного уха в другое. Туда и обратно. Обернитесь вокруг, все делают так же. Постарайтесь работать одновременно. Если теперь к нам кто-нибудь заглянет, мы объясним, что мы тут делаем: мы чистим мозги. Хотим вычистить ненужную информацию и ясно соображать. Вот теперь мы готовы!

           

2.  Изучение новой темы: работа в группах по 4-5 учащихся.

Упражнение «Деление на группы».

1) Первый шаг: педагог вызывает 3 – это первые участники команд.

2) Далее первые выбранные выбирают вторых.

3) Затем вторые выбирают третьих. И т.д.

           

Беседа о животных тайги с сопровождением фотографий

- Давайте представим, что мы гуляем по лесу. Как вы думаете, кого по праву можно назвать хозяином тайги? (ответы) А почему вы так считаете?

- Действительно, вес этого косматого лесного великана может иногда достигать 600-700кг, а длина тела – 3м! (с помощью рулетки показать размеры) Особенно жиреет медведь к зиме: под кожей и на внутренних органах накапливает большой слой сала. Как вы думаете, для чего медведю нужно накопить жир? (ответы)

- А чем питается медведь? (ответы)

Задание для группы: найдите изображение медведя и накормите его (выбрать карточки с  рисунками, которые соответствуют рациону питания медведя).

Педагог обращает внимание на условие работы в группе: выбрать карточку можно, только если все члены группы согласны. Для этого нужно обсуждать каждый вариант. Группа, выполнившая задание первой, представляет результат работы.

- Медведь – зверь всеядный. Ест ягоды, орехи и сочные корешки трав, ловит рыбу, лягушек, ящериц, мышей, птиц, поедает и их яйца, очень любит мед, личинки насекомых, в том числе муравьев, и даже ест падаль.

- Кто знает, что делать, если вам повстречался медведь? (варианты предлагают дети)

- Обычно медведи не нападают на людей, если это не голодный медведь и не медведица с медвежатами. Бывалые охотники говорят, при встрече с медведем ни в коем случае нельзя кричать, нужно попытаться найти дерево которое вам под силу покачать и качая деревья выходить из леса. Медведь зверь трусливый, увидев качающиеся деревья, побоится встречи с более крупным хищником.

 

Физкультминутка «Хищники и травоядные»

Педагог называет животных, если это животное хищное дети приседают и прячутся, если растительноядное -  прыгают как зайчики. Кто ошибся, того поймал хищник.

 

Следующего животного мы сможем увидеть, если найдем спрятанное слово.

Индивидуальная работа с текстом. Упражнение «Прятки»

- Перед вами текст. В этом тексте найдите выделенные буквы и сложите слово.

«Боря надел на руки рукавички и вышел во двор покататься с горки на санках. Там он встретил Дашу и Боря предложил девочке кататься вместе». (бурундук)

- Бурундук — древесный житель. А какого еще древесного жителя вы знаете?

- Бурундуку не обязательно нужны высокие старые деревья, иногда он довольствуется зарослями черемухи, березняка или ивы. На открытых местах и в чистом высокоствольном лесу без подлеска из молодой поросли и кустарников он никогда не живёт. Особенно любит бурундук места, заваленные буреломом и валежником.

Как вы думаете почему?

 

Задание для группы: найдите изображение бурундука и накормите  его (выбор карточек, обсуждение в группе).

- Любимое лакомство - кедровые шишки. Питается бурундук главным образом растительной пищей, лишь иногда примешивая к ней насекомых. Состав его пищи очень разнообразен. Он ест семена различных диких растений, почки деревьев и кустарников, их молодые побеги, траву, разные ягоды, желуди, кедровые и лесные орехи, грибы. Около полей и огородов бурундук ещё больше разнообразит свой «стол», прибавляя к нему зерна хлебных злаков, гречиху, кукурузу, лён, подсолнух, горох, огурцы… Бурундук заселяет пустые пни и дупла, неглубокие норки под корнями деревьев. А как похолодает, впадает в спячку на зиму.

 

- На нашем пути повстречался еще один зверь. Ваша задача определить его по описанию. Учащиеся работают с текстом индивидуально, затем в группе обсуждают вариант ответа.

Работа с текстом. «Высота животного в холке колеблется в пределах 60—95см, длина 105—160см, а вес 32—62кг. Типичный хищник, добывающий пищу активным поиском и преследованием жертв. Питается мышами, зайцами, косулями, сусликами и др. Окружающая среда определяет его окрас. Если это тундра, окрас почти белый, если лес, то серо-бурые, если пустыня, то серовато-рыжеватые». (волк)

 

- Отгадав загадку, мы повстречаемся еще с одним животным.

Нежнейший мех одет на нем,
Блестящий, шелковистый,
Лентяй и соня кроха днем, 
А ночью ловкий, быстрый.
В природе он в тайге живет,
Не царствует там тополь,
Где хвойный лес, сосна растет,
Мелькнет красавец...   (соболь)

Рассматривают соболя на фотографии.

- Ловкий и очень сильный для своих размеров хищник. Передвигается прыжками. Соболя прославил его замечательный мех. Зимой его шубка особенно красива: нежная, шелковистая, с густым подшерстком – в такой не замерзнешь! Летом зверек похож на худую кошку с большой  ушастой головой.

            Почти все свободное от сна время соболь охотится. Ловит мелких грызунов, а повезет, добудет и глухаря. Осенью лакомится орешками кедрового стланика и ягодами брусники. Живет в дуплах, под поваленными деревьями и даже в норах, утепляя их на зиму мхом и сухой травой. Бродя по тайге, можно услышать забавные тявкающие звуки – так соболь выражает недовольство, что его побеспокоили.

 

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

 

Продолжим работу. Вспомните русскую народную сказку «Колобок». Какое животное съело колобка? (лиса)

- Наша лиса проголодалась, накормим ее чем-нибудь еще. (работа в группе, выбор карточек, обсуждение).

- Молодцы! Лисица, хотя и принадлежит к типичным хищникам, питается очень разнообразными кормами. Среди пищи, которую она употребляет, выявлено больше 400 видов одних только животных, не считая нескольких десятков видов растений.

 

- Ребята посмотрите, кто-то потерял свой головной убор? (изображение рогов). Правильно, это лось. Рассматривают фотографию.

- Длина тела  до 3 м, высота в холке до 2,3 м, длина хвоста 12—13 см; масса 360—600 кг; шерсть грубая, буровато-чёрная; ноги светло-серые, почти белые.

Лоси питаются растениями, а также мхами, лишайниками и грибами. Летом они поедают листья, доставая их благодаря своему росту со значительной высоты; кормятся водными и околоводными растениями.

 

- Посмотрите, впереди река. Как вы думаете, кто живет здесь? (ответы) На берегах таежных рек можно встретить выдру, бобра, ондатру. Рассматривают фотографии.

 

3. Закрепление знаний

Упражнение «Анаграммы»: работа в парах.

Учащиеся получают карточки с зашифрованными названиями животных. Необходимо правильно расставить все имеющиеся буквы и расшифровать слова. Для выполнения задания 7 минут.

ДЕВЬДЕМ - медведь
КОВЛ - волк
ЛАСИ - лиса
ЛОБОСЬ - соболь
ЦАЗЯ - заяц
ЛЕКАБ - белка
НЕОЛЬ - олень
ГАРАКАБ - кабарга
РЁБОБ - бобер
ДЫВРА - выдра
КАНОР - норка

Упражнение «Найди лишнее»: фронтальная обратная связь

Необходимо найти и объяснить лишнее животное в каждой группе слов. Группа животных показана на слайде. Учащиеся, готовые полный ответ, поднимают руку и отвечают.

- бобер, выдра, соболь;

- лось, медведь, норка;

- лисица, соболь, бурундук

 

4. Рефлексия

На доске изображение солнца, в середине надпись: «Сегодня на занятии мы…» У каждого на столах лучики, на которых необходимо написать продолжение фразы солнца.

Опубликовано: 18.12.2013

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Д в сокращении ЦДТ (прописью в им. падеже)

- -