Архив сайта - -
Правила хорошего педагогического тона
Методические рекомендации для педагогов
Правила хорошего педагогического тона
«Учить – рождать в прекрасное»
Платон
Плоды труда педагога мало того, что долговечные, они еще и саморазвивающиеся. Это, конечно, круто для самоидентификации человека в профессии, но и очень ответственно.
Удержать миссию и не соскользнуть в обыденность, когда перегрузка, рутина и прочая профессиональная повседневность, – та еще эквилибристика. Надо держаться, стоять – благо есть на что опереться.
Во-первых, цели: для чего, зачем – по большому счету, а не по упрямству «я так хочу – не хочу».
Во-вторых, процессы. Ты это сказал, так поступил – все идет в пазл, в общую картину, непрерывно складывающуюся и неповторимую, – то есть созидание в чистом виде, авторство.
Третья опора – отношения с детьми.
Понятно: совсем без противоречий не обойтись, от доминирующей роли взрослого не избавиться, однако светлые открытые отношения с детьми – специальная забота и, может быть, главная работа педагога.
1. «Дети не звери»
- Будьте приветливы. Послушайте детей, может, они правы, тогда поменяйте свою точку зрения на предмет конфликта.
- Если вы не правы в ситуации, открыто признайте это и извинитесь перед ребенком.
- Если вы обидели ребенка публично, то и извиняться нужно публично.
- Ищите в детях положительные качества и акцентируйте на них свое внимание.
- Объясняйте учебный материал в понятной, доступной для учеников форме, делайте занятие более интересным, используйте информационные технологии. Не давайте невыполнимых заданий, особенно на дом. Ставьте справедливые, обоснованные оценки.
- Достойно реагируйте на провокации, ведите занятие, даже если никто не слушает.
- Иногда идите детям на уступки, соглашайтесь на компромисс.
- Предлагайте детям помощь.
- У вас не должно быть «любимчиков» в объединении, иначе конфликтов не избежать.
- Расскажите детям, какие их действия раздражают вас и даже выводят из себя. Сделайте это вежливо, без криков, дети поймут.
- Сходите с детьми в поход, на природу, в кино, в театр, просто погуляйте по городу или организуйте другое совместное времяпрепровождение. Так вы сможете лучше узнать друг друга, наладить дружеские отношения, стать «своими». Это укрепит позицию педагога.
- Поговорите по душам с детьми. Спросите, что их не устраивает в вашей работе, в вас самих.
Поймите, школьники устают от постоянных конфликтов не меньше педагогов. Ведь дети не звери, дети ценят уважение, чувствуют, когда к ним прислушиваются, когда их не считают маленькими, ничего не понимающими в жизни. И не роботы, которых можно запрограммировать. Они могут думать, чувствовать и сами принимать решения. Они сами выбирают, кто друг, а кто враг.
2. «Займитесь собой или смените профессию»
- Прежде всего, полюбите себя. А потом и окружающих.
- Проведите самоанализ: что чаще всего выводит вас из себя?
В каких ситуациях чаще всего зарождаются конфликты?
Почему вы совершаете то или иное действие?
Возможно, вас раздражает что-то в себе? Может, обыденность?
Поменяйте хоть что-то в своей жизни. Заведите домашнее животное, придумайте себе хобби, займитесь спортом. - Посвящайте больше времени духовной сфере жизни.
- Ведите личный дневник: записывайте в него свои эмоции. Это помогает успокоиться и лучше понять себя.
- Спросите себя: нравится ли вам вообще ваша работа? Можно сменить профессию. Ведь, работая с детьми, надо уметь себя контролировать.
3. «Понять, простить, принять»
- Никогда не теряйте самообладания, у каждого есть свои способы самоуспокоения.
- Вспомните себя в школьные годы, поставьте себя на место учеников – это поможет понять
- ребят.
- Будьте терпимы к ученикам. Помните, что они все-таки дети и еще учатся жизни, поэтому
- совершают много ошибок.
- Чаще улыбайтесь, попытайтесь понять, простить.
- Ищите золотую середину между твердостью и мягкостью в отношениях с ребятами.
- Обращайте особое внимание на отношения с лидерами класса.
- В конфликтной ситуации выйдите из кабинета на время.
- Привлеките посредника для разрешения конфликта – классного руководителя, психолога, педагога, которому ученик доверяет.
Если вы будете по-человечески обращаться с детьми, у вас никогда не будет проблем с учениками.