Архив сайта - -
Информационная сессия
Методические рекомендации для педагогов
«Информационная сессия для старшеклассников»
Подготовила Копылова Е.В., заместитель
директора по научно-методической работе
Информационная сессия (инфосессия) является одним из интерактивных методов обучения.
Интерактивный метод предполагает взаимодействие, режим беседы, диалога с кем-либо. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, которая подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.
Цель интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, при которых участник чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
Еще одна цель — дать знания и навыки, создать базу для решения разнообразных проблем уже после того, как обучение закончится.
В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие участников не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование их активности в процессе обучения.
Функция преподавателя на интерактивных занятиях — направлять деятельность участников к достижению целей занятия.
Инфосессия как интерактивный метод позволяет вовлекать участников в процесс обучения, опираясь на их опыт, жизненные ценности, психологические установки. ФИКА ИНСЕССИИ
Инфосессия — обучающее занятие длительностью от 45 минут до 7 часов, посвященное определенной теме и включающее теоретические и практические методы. В отдельных случаях может быть организован информационный цикл: комбинация информационных сессий по теме с использованием различных средств и методов обучения.
Инфосессия способствует развитию социально-психологической компетентности, способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими, укреплению эмоциональных отношений в коллективе.
Принципы инфосессии:
Как? Интерактивная форма групповой работы.
Зачем? Пробуждение интереса к теме. Выравнивание знаний участников по теме. Формирование целевого образа темы. Оптимизация взаимодействия участников, обучение навыкам работы в команде и обучение навыкам разрешения проблем по теме. Изменение поведенческих стереотипов, предубеждений и установок. Выход на уровень осознанной компетентности участников.
Что требуется от участников? Наличие позиции по теме и существующим проблемам. Открытость и прямота высказывания своей позиции. Конструктивное и уважительное отношение друг к другу. Мотивация: ориентация на работу, которая способствует личностному росту, работа в команде и продуктивное разрешение проблемы.
Что требуется от ведущего? Умение четко и ясно излагать теоретический материал, логически его увязывать с практическими упражнениями. Умение адекватно отвечать на вопросы участников, получать обратную связь, воздерживаться от личных оценок участников. Наличие навыков активного слушания и адекватного их использования: контролировать время, оперативно корректировать исходный сценарий инфосессии.
Умение предложить участникам пути и способы дальнейшего развития полученных навыков (чтение специальной литературы, практические упражнения, дополнительные программы обучения и т.д.).
Каков результат? Расширение картины и более глубокое понимание темы. Однородное понимание ситуации, образа результата всеми участниками. Выработка навыков решения проблем, связанных с темой.
Следует иметь в виду, что инфосессия — это не тренинг, однако использование упражнений, направленных на отработку навыков, сближает данный вид работы с тренинговым занятием, поэтому нужно быть готовым к проявлениям групповой динамики: формированию структуры, групповому давлению, сплочению, конфликтам, принятию групповых решений, стагнации, регрессу и распаду, развитию.
КОМПОНЕНТЫ ИНФОСЕССИИ
Возраст участников: с 12 лет.
Численность участников: не должна превышать 24 человек (оптимальный состав 12–16 человек). Чем больше группа слушателей, тем меньше возможностей использовать интерактивные методы и соответственно ниже эффективность обучения.
Регламент работы: длительность зависит от конкретных условий работы, но не может быть менее 45 минут (неэффективно) и более 7 часов (перегрузка). 4–5-часовые инфосессии эффективнее, чем 1–2-часовые, так как позволяют здесь и сейчас отработать большее количество навыков. Если информационная сессия длится более 90 минут, необходимо предусмотреть небольшой перерыв (кофе-паузу) или веселую разминку на движение примерно в середине сессии.
Рабочее пространство: обстановка и помещение должны быть комфортными (температура, пространство, удобство для участников). Размещение участников эффективнее в форме подковы, так как в процессе занятия необходимо представлять наглядный материал, демонстрировать ролевые игры. Такая рассадка позволяет иметь зрительный контакт между говорящим и слушающими. Желательно, чтобы не было столов между ведущим и участниками, однако их наличие необходимо для проведения отдельных упражнений. У участников должны быть планшеты.
Структура
1. Вступительная часть (1/9 от общего времени):
1) знакомство участников (упражнения, направленные на сплочение группы);
2)знакомство с целью инфосессии, программой работы;
3) анкетирование участников (проверка уровня знаний по теме);
4) выработка норм и правил работы (рамочные условия, правила работы в группе, четкие инструкции, в каких пределах участники могут действовать на занятии).
2. Основная часть:
1) актуализация темы (вводная информация общего содержания);
2) тематические блоки (2–6 в зависимости от длительности инфосессии и тематики), каждый из которых включает теоретическую и практическую части (игровые и тренинговые упражнения, мозговой штурм, деловые и ролевые игры, тестовые методики, анализ ситуаций, дискуссии);
3) рефлексия полученной информации (итоговая информация или упражнение).
3. Заключительная часть (1/9 от общего времени):
1) анкетирование участников (проверка уровня знаний по теме);
2) рефлексия инфосессии (эмоциональная: чувства, которые испытывали участники в процессе
занятия; оценочная: отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы);
3) прощание участников.
План информационных сессий каждый раз придется подстраивать под конкретные условия, но таким образом, чтобы участники после завершения обучения владели определенной информацией и могли ее адекватно применять.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИНФОСЕССИИ
Предметный уровень: основы системы знаний по теме.
Метапредметный уровень: регулятивные навыки и умения (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность), коммуникативные (коммуникативные навыки, виды сотрудничества, взаимодействие в группе), познавательные (работа с информацией, оперирование логическими схемами, перенос информации на практику).
Личностный уровень: самоопределение (внутренняя позиция по отношению к теме), самообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»), ценности (ориентация на выполнение морально-нравственных норм, способности к решению проблем, оценка собственного поведения).
При планировании инфосессии необходимо четко представлять конечные результаты, тогда она будет эффективной и результативной (т.е. достигнет определенных изменений в целевой группе).