На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

Архив сайта - -

Образовательный туризм

Методические рекомендации для педагогов

«Образовательный туризм»

 

Составила Копылова Е.В.,

заместитель директора

по научно-методической работе

 

Изменение потребностей общества настоятельно требует корректировки целей и задач образования, поиска новых подходов к организации педагогического процесса, нахождения эффективных форм и технологий.

Интегрированное, углубленное изучение отдельных предметов, развитие самостоятельности и гибкости мышления, умения творчески решать поставленные задачи позволяет применение образовательного, или педагогического, туризма.

Образовательный туризм – феномен интеграции образования и туризма через организацию туристско-образовательной деятельности для достижения целей и задач, определяемых учебными программами и направленных на становление и развитие личностных качеств, на формирование ключевых компетентностей.

Цель образовательного туризма: формирование ключевых компетентностей у обучающегося, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, в туристско-образовательной деятельности.

Основные задачи познавательного маршрута

  1. Формировать образовательную мобильность, которая позволяет перемещаться в поисках информационных ресурсов и подразумевает умение учиться в разных культурных средах, по разным источникам, не ограничиваясь учебниками и лекциями.
  2. Формировать культурную грамотность: культура становится базой для решения личных и социальных проблем любого уровня, основой социального действия и коммуникативной компетентности.
  3. Формировать компетенции самообразования, культурные потребности:  индивидуальные образовательные траектории, самостоятельные исследования.

 

Технология образовательного туризма выполняет классические функции:

- когнитивность,

- доступность,

- эффективность,

- научность.

Особенность технологии образовательного туризма - перенос в другое пространство и без видимого воспитательного давления; результат становится личностно значим.

 

Одно из направлений технологии образовательного туризма — организация городских познавательных маршрутов, связанных с темами учебных программ. Эта форма обучения

а) расширяет кругозор учащихся,

б) приносит практическую пользу в ознакомлении с материалом,

в) заменяет традиционный урок, обеспечивает самостоятельное «добывание» знаний из новых источников;

г) составляет полную картину из впечатлений и полученной информации.

Таким образом, можем сказать о том, что в технологии образовательного туризма соединяются образовательные формы, ценные для ребенка – наука, коммуникация и игра.

Технология наиболее эффективна при знакомстве

- с выдающейся личностью и ее творчеством, особенно при наличии в черте города или его окрестностях примечательных именных и культурных объектов: музеев, домов-усадеб, скульптурных и архитектурных памятников;

- с профессией и производством;

- с исследованием объекта, явления.

Результат применения этой технологии - отчет об увиденном, который группа учащихся составляет в письменной или устной форме, в виде фотоальбома с комментариями, видеофильма, репортажа, развернутого эссе, слайдовой презентации, выставки и т.д.

И здесь возникает противоречие: чтобы такие уроки-маршруты стали традиционными и приносили пользу, необходимо начинать их внедрение с начальной школы. Но выбор серьезной отчетной формы в таком возрасте неприемлем. Поэтому педагог должен разработать такие задания, которые были бы не только интересны этой возрастной группе, но и доступны настолько, что устный рассказ об уроке-путешествии не составил бы для них труда.

Для социальной адаптации школьникам иногда полезно оказаться в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе и, наконец, распределить обязанности по отчету. Педагог может участвовать в распределении обязанностей, особенно в группах младших школьников, учащихся 5-6 классов. При этом педагог учитывает индивидуальные интересы и возможности участников, поддерживает их мотивацию и намечает динамику работы всей группы в целом.

Образовательный туризм в технологическом смысле представляет собой систему взаимосвязанных этапов, отражающих совместную деятельность педагога и учащихся. (Таблица 1. «Технологическая карта». Весь познавательный процесс разбивается на этапы:

  1. подготовительный,
  2. информационный,
  3. соревновательно-игровой,
  4. обобщающий.

Таблица 1. Технологическая карта

№ п/п

Особенности технологии

Содержание

1

Подготовительный этап - сбор в дорогу, в пути, знакомство

Задачи учащихся

Знакомство с образовательной программой путешествия; выбор группы и музея; согласование даты экскурсии

Ожидаемые результаты

Расширение кругозора, формирование потребности в искусстве

Предметные и метапредметные компетенции

Умение грамотно отбирать информацию, пользоваться интернетом и интерактивными средствами, литературой

Личностные, ценностносмысловые навыки

Формирование общекультурных познавательных, социально-трудовых и коммуникативных компетенций

Организация

Несколько предварительных уроков, посвященных теме образовательного туризма. На уроках содержание подобрано таким образом, что некоторая часть учебного материала остается нераскрытой и формулируется как вопрос или загадка, требующая ответа-разгадки в процессе экскурсии.

Педагогу необходимо заранее

- подготовить образовательные программы для разных групп, участвующих в экскурсиях, и согласовать их с родителями;

- подобрать задания, сформулировать вопросы; рекомендовать учащимся соответствующие активные и интерактивные способы накопления информации;

- разработать сценарий образовательных туров; обеспечить экскурсии сопровождением взрослых

2

Информативно-интерактивный этап

Задачи учащихся

Сбор информации и накопление материала по изучаемому вопросу

Ожидаемые результаты

Ориентирование в теме

Предметные и метапредметные компетенции

Получение информации из разных источников, обработка информации разными способами

Личностные, ценностносмысловые навыки

Уверенность в своих силах, самореализация, толерантность к поведению одноклассников; развитие интереса к культурным ценностям

Организация

Получение информации в музеях, интернете, документах; поиск ответа на вопросы педагога

3

Соревновательно-игровой этап - занимательный этап

Задачи учащихся

Подготовка собственных заданий, квестов, рисунков, организация конкурсов, викторин и участие в них, выработка оценочного критерия

Ожидаемые результаты

Расширение кругозора, формирование потребности в искусстве

Предметные и метапредметные компетенции

Развитие смекалки, логического, аналитического и художественного мышления, умение работать в команде

Личностные, ценностносмысловые навыки

Мотивация к обучению, ответственность за порученное дело; готовность к диалогу, доброжелательность. Творчество, изобретательность, креативность при ответах на вопросы. Умение работать в команде

Организация

Конкурсы, викторины, квесты и т.д., направленные на поиски ответов на вопросы, заранее заготовленные учителем и самими учащимися

4

Обобщающий этап

Задачи учащихся

Применение эффективных способов достижения результата. Анализ и оценка познавательного маршрута

Ожидаемые результаты

Углубление интереса к изучаемому вопросу; развитие нравственно-эстетических навыков. Осуществление индивидуальной образовательной траектории с учетом общих требований и норм; формирование интереса к образовательным путешествиям

Предметные и метапредметные компетенции

Умение находить связь между отдельными событиями, явлениями, фактами, предметами; умение интегрировать разные виды искусства, умение самостоятельно формулировать выводы, делать обобщения

Личностные, ценностносмысловые навыки

Умение осуществлять индивидуальную поисковую и исследовательскую деятельность при работе над заданиями образовательного маршрута; понимание причины своих неудач, самооценка, рефлексия

Организация

Обмен впечатлениями на эмоционально-чувственном уровне, подведение итогов.

Подведение итогов экскурсии, сообщение по теме, которое можно поручить вести одному человеку из группы или всем по очереди, как цепочку дополнений, без повтора материала и фактов.

Это может быть своя версия ответа на вопросы педагога; краткий анализ объекта изучения; личное впечатление.

Это может быть небольшое исследование, касающееся некоторых фактов изучаемого объекта

 

На этапе сопровождения в обязательном порядке в начальной и средней школе должен быть сопровождающий. Кто им будет — педагог или родитель — решить можно лишь в конкретной ситуации.

 

Педагог должен иметь несколько вариантов познавательных экскурсий и уметь построить и наполнить содержанием поисковый, соревновательно-игровой, обобщающий (анализ результатов, презентация) этапы. Педагог составляет маршрутный лист. (Таблица 2. «Маршрутный лист») Методическая деятельность педагога при подготовке материалов к маршруту оказывает положительное влияние на профессиональное развитие автора.

 

Таблица 2. Маршрутный лист

Организация, разработавшая маршрут

Предмет, автор(ы) маршрута,
тип урока, технология

Название предмета.

Урок-экскурсия в технологии образовательного туризма

Название туристского маршрута

Общие сведения о маршруте

Пешеходный и на городском транспорте;

возраст учащихся — … лет;

продолжительность (каждого) маршрута — … часа

Район путешествия и маршруты

Название территории

а) маршрут …

б) маршрут …

в) маршрут …

 Сроки проведения маршрута

 

Опубликовано: 18.12.2017
Перейти в архив

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"