Архив сайта - -
Образовательный туризм
Методические рекомендации для педагогов
«Образовательный туризм»
Составила Копылова Е.В.,
заместитель директора
по научно-методической работе
Изменение потребностей общества настоятельно требует корректировки целей и задач образования, поиска новых подходов к организации педагогического процесса, нахождения эффективных форм и технологий.
Интегрированное, углубленное изучение отдельных предметов, развитие самостоятельности и гибкости мышления, умения творчески решать поставленные задачи позволяет применение образовательного, или педагогического, туризма.
Образовательный туризм – феномен интеграции образования и туризма через организацию туристско-образовательной деятельности для достижения целей и задач, определяемых учебными программами и направленных на становление и развитие личностных качеств, на формирование ключевых компетентностей.
Цель образовательного туризма: формирование ключевых компетентностей у обучающегося, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, в туристско-образовательной деятельности.
Основные задачи познавательного маршрута
- Формировать образовательную мобильность, которая позволяет перемещаться в поисках информационных ресурсов и подразумевает умение учиться в разных культурных средах, по разным источникам, не ограничиваясь учебниками и лекциями.
- Формировать культурную грамотность: культура становится базой для решения личных и социальных проблем любого уровня, основой социального действия и коммуникативной компетентности.
- Формировать компетенции самообразования, культурные потребности: индивидуальные образовательные траектории, самостоятельные исследования.
Технология образовательного туризма выполняет классические функции:
- когнитивность,
- доступность,
- эффективность,
- научность.
Особенность технологии образовательного туризма - перенос в другое пространство и без видимого воспитательного давления; результат становится личностно значим.
Одно из направлений технологии образовательного туризма — организация городских познавательных маршрутов, связанных с темами учебных программ. Эта форма обучения
а) расширяет кругозор учащихся,
б) приносит практическую пользу в ознакомлении с материалом,
в) заменяет традиционный урок, обеспечивает самостоятельное «добывание» знаний из новых источников;
г) составляет полную картину из впечатлений и полученной информации.
Таким образом, можем сказать о том, что в технологии образовательного туризма соединяются образовательные формы, ценные для ребенка – наука, коммуникация и игра.
Технология наиболее эффективна при знакомстве
- с выдающейся личностью и ее творчеством, особенно при наличии в черте города или его окрестностях примечательных именных и культурных объектов: музеев, домов-усадеб, скульптурных и архитектурных памятников;
- с профессией и производством;
- с исследованием объекта, явления.
Результат применения этой технологии - отчет об увиденном, который группа учащихся составляет в письменной или устной форме, в виде фотоальбома с комментариями, видеофильма, репортажа, развернутого эссе, слайдовой презентации, выставки и т.д.
И здесь возникает противоречие: чтобы такие уроки-маршруты стали традиционными и приносили пользу, необходимо начинать их внедрение с начальной школы. Но выбор серьезной отчетной формы в таком возрасте неприемлем. Поэтому педагог должен разработать такие задания, которые были бы не только интересны этой возрастной группе, но и доступны настолько, что устный рассказ об уроке-путешествии не составил бы для них труда.
Для социальной адаптации школьникам иногда полезно оказаться в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе и, наконец, распределить обязанности по отчету. Педагог может участвовать в распределении обязанностей, особенно в группах младших школьников, учащихся 5-6 классов. При этом педагог учитывает индивидуальные интересы и возможности участников, поддерживает их мотивацию и намечает динамику работы всей группы в целом.
Образовательный туризм в технологическом смысле представляет собой систему взаимосвязанных этапов, отражающих совместную деятельность педагога и учащихся. (Таблица 1. «Технологическая карта». Весь познавательный процесс разбивается на этапы:
- подготовительный,
- информационный,
- соревновательно-игровой,
- обобщающий.
Таблица 1. Технологическая карта
№ п/п |
Особенности технологии |
Содержание |
1 |
Подготовительный этап - сбор в дорогу, в пути, знакомство |
|
Задачи учащихся |
Знакомство с образовательной программой путешествия; выбор группы и музея; согласование даты экскурсии |
|
Ожидаемые результаты |
Расширение кругозора, формирование потребности в искусстве |
|
Предметные и метапредметные компетенции |
Умение грамотно отбирать информацию, пользоваться интернетом и интерактивными средствами, литературой |
|
Личностные, ценностносмысловые навыки |
Формирование общекультурных познавательных, социально-трудовых и коммуникативных компетенций |
|
Организация |
Несколько предварительных уроков, посвященных теме образовательного туризма. На уроках содержание подобрано таким образом, что некоторая часть учебного материала остается нераскрытой и формулируется как вопрос или загадка, требующая ответа-разгадки в процессе экскурсии. Педагогу необходимо заранее - подготовить образовательные программы для разных групп, участвующих в экскурсиях, и согласовать их с родителями; - подобрать задания, сформулировать вопросы; рекомендовать учащимся соответствующие активные и интерактивные способы накопления информации; - разработать сценарий образовательных туров; обеспечить экскурсии сопровождением взрослых |
|
2 |
Информативно-интерактивный этап |
|
Задачи учащихся |
Сбор информации и накопление материала по изучаемому вопросу |
|
Ожидаемые результаты |
Ориентирование в теме |
|
Предметные и метапредметные компетенции |
Получение информации из разных источников, обработка информации разными способами |
|
Личностные, ценностносмысловые навыки |
Уверенность в своих силах, самореализация, толерантность к поведению одноклассников; развитие интереса к культурным ценностям |
|
Организация |
Получение информации в музеях, интернете, документах; поиск ответа на вопросы педагога |
|
3 |
Соревновательно-игровой этап - занимательный этап |
|
Задачи учащихся |
Подготовка собственных заданий, квестов, рисунков, организация конкурсов, викторин и участие в них, выработка оценочного критерия |
|
Ожидаемые результаты |
Расширение кругозора, формирование потребности в искусстве |
|
Предметные и метапредметные компетенции |
Развитие смекалки, логического, аналитического и художественного мышления, умение работать в команде |
|
Личностные, ценностносмысловые навыки |
Мотивация к обучению, ответственность за порученное дело; готовность к диалогу, доброжелательность. Творчество, изобретательность, креативность при ответах на вопросы. Умение работать в команде |
|
Организация |
Конкурсы, викторины, квесты и т.д., направленные на поиски ответов на вопросы, заранее заготовленные учителем и самими учащимися |
|
4 |
Обобщающий этап |
|
Задачи учащихся |
Применение эффективных способов достижения результата. Анализ и оценка познавательного маршрута |
|
Ожидаемые результаты |
Углубление интереса к изучаемому вопросу; развитие нравственно-эстетических навыков. Осуществление индивидуальной образовательной траектории с учетом общих требований и норм; формирование интереса к образовательным путешествиям |
|
Предметные и метапредметные компетенции |
Умение находить связь между отдельными событиями, явлениями, фактами, предметами; умение интегрировать разные виды искусства, умение самостоятельно формулировать выводы, делать обобщения |
|
Личностные, ценностносмысловые навыки |
Умение осуществлять индивидуальную поисковую и исследовательскую деятельность при работе над заданиями образовательного маршрута; понимание причины своих неудач, самооценка, рефлексия |
|
Организация |
Обмен впечатлениями на эмоционально-чувственном уровне, подведение итогов. Подведение итогов экскурсии, сообщение по теме, которое можно поручить вести одному человеку из группы или всем по очереди, как цепочку дополнений, без повтора материала и фактов. Это может быть своя версия ответа на вопросы педагога; краткий анализ объекта изучения; личное впечатление. Это может быть небольшое исследование, касающееся некоторых фактов изучаемого объекта |
На этапе сопровождения в обязательном порядке в начальной и средней школе должен быть сопровождающий. Кто им будет — педагог или родитель — решить можно лишь в конкретной ситуации.
Педагог должен иметь несколько вариантов познавательных экскурсий и уметь построить и наполнить содержанием поисковый, соревновательно-игровой, обобщающий (анализ результатов, презентация) этапы. Педагог составляет маршрутный лист. (Таблица 2. «Маршрутный лист») Методическая деятельность педагога при подготовке материалов к маршруту оказывает положительное влияние на профессиональное развитие автора.
Таблица 2. Маршрутный лист
Организация, разработавшая маршрут |
… |
Предмет, автор(ы) маршрута, |
Название предмета. Урок-экскурсия в технологии образовательного туризма |
Название туристского маршрута |
… |
Общие сведения о маршруте |
Пешеходный и на городском транспорте; возраст учащихся — … лет; продолжительность (каждого) маршрута — … часа |
Район путешествия и маршруты |
Название территории а) маршрут … б) маршрут … в) маршрут … |
Сроки проведения маршрута |
… |