На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

Архив сайта - -

Cнятие психоэмоционального напряжения

Методические рекомендации для педагогических работников

«Упражнения, направленные на снятие психоэмоционального напряжения, застенчивости, тревожности у детей»

(по материалам Н.Л. Кряжевой «Мир детских эмоций»)

 

Составила Лушникова Е.В., методист

Ноябрь, 2017 г.

 

Тревожные дети часто имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном восприятии критики от окружающих, обвинении себя во многих неудачах, в боязни браться за новое сложное задание. Такие дети чаще других подвергаются манипуляциям со стороны взрослых и сверстников. Чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети иногда любят покритиковать других.

Для того чтобы помочь детям данной категории повысить самооценку, необходимо оказывать им специальную под­держку.

Если в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок не испытывает такой поддержки от взрослых, то в подростковом возрасте его проблемы увеличиваются. Тревожный ребенок, став взрослым, может сохранить привычку выбирать для выполнения только простые задачи, так как именно в этом случае он может быть уверен, что успешно справится с проблемой.

Помогают ребенку повысить свою самооценку следующие методы работы:

  1. Обращение к ребенку по имени.
  2. Похвала ребенка в присутствии других детей и взрослых. В детском саду или в классе с этой целью можно отмечать достижения ребенка на специально оформленных стендах («Звезда недели», «Наши успехи», «Это мы можем», «Я сделал это!» и т. д.), награждать ребенка грамотами, жетонами.
  3. Поощрять таких детей, давая им выполнение престижных в детском коллективе поручений (раздать тетради, написать что-либо на доске и др.).
  4. Сравнивать результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера, неделю или месяц назад. Сравнение результатов выполнения задания одних детей с другими – это прием, который оказывает отрицательное влияние на формирование адекватной самооценки. В случае взаимодействия с другими категориями детей (например, с гиперактивными) данный способ может сыграть положительную роль, но при общении с тревожным ребенком он просто недопустим.
  5. Избегать заданий, которые выполняются за определенное фиксированное педагогом время.
  6. Таких детей желательно опрашивать не в начале и не в конце занятия, а в середине. Не следует торопить и подгонять их с ответом. Если педагог уже задал вопрос, он должен дать ребенку время для ответа, стараясь не повторять свой вопрос дважды или даже трижды. В противном случае ребенок ответит нескоро, так как каждое повторение вопроса он будет воспринимать как новый стимул.
  7. При обращении к тревожному ребенку, устанавливать визуальный контакт. Такое прямое общение «глаза в глаза» вселяет чувство доверия в душу ребенка.
  8. Для того чтобы тревожный ребенок не считал себя хуже других детей, желательно проводить беседы с детским коллективом, во время которых все дети рассказывают о своих затруднениях, испытываемых ими в тех или в иных ситуациях. Подобные беседы помогают ребенку осознать, что и у сверстников существуют проблемы, сходные с их собственными.

Работа по повышению самооценки - это только одно из направлений в работе с тревожным ребенком. Очевидно, что быстрых результатов такой работы ожидать нельзя, поэтому взрослые должны запастись терпением. 

  1. Использовать игры, в основе которых ле­жит телесный контакт с ребенком.
  2. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисова­ния красками (пальцами, ладошками и др.).

Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение - и мышечное, и эмоциональное, можно научить их выполнять релаксационные упражнения.

Ниже приводятся игры и упражнения по снятию напряжения. Педагоги могут использовать их на занятиях во время физкультминуток.

 

«Возьмите себя в руки»

Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».

 

«Врасти в землю»

Надо сказать ребенку: «Попробуй сильно-сильно вдавить пятки в пол, руки сжать в кулачки, крепко сцепить зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».

 

 «Гора с плеч»

- Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе станет легче, будто все проблемы и страхи ушли.

 

«Дыши и думай красиво»

- Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни; мысленно скажи: «Я - лев», выдохни, вдохни.

Скажи: «Я - птица», выдохни, вдохни.

Скажи: «Я - камень», выдохни, вдохни.

Скажи: «Я - цветок», выдохни, вдохни.

Скажи: «Я - спокоен», выдохни, вдохни.

Ты действительно успокоишься.

 

«Заряд бодрости»

Надо сказать ребенку: «Сядь свободно. Вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей – один сверху, другой – снизу ушка. Помассируй ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» - 10 раз в одну сторону и 10 – в другую. А теперь опусти руки, тряхни ладошками. Приготовь указательный палец, вытяни руку и поставь его между бровей над носом. Помассируй эту точку столько же раз со словами: «Просыпайся, третий глаз!». Тряхни ладошками. Собери пальцы руки в горстку, найди снизу шеи ямку, положи туда руку и со словами «Я дышу, дышу, дышу!» - помассируй ямку 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую. Молодец! Ты видишь, слышишь, чувствуешь!»

Предостережение: взрослый следит за силой нажима на важные точки жизнедеятельности и правильностью нахождения точек.

 

«Просыпайся, третий глаз!»

Ребенку говорят: «Человек видит не только глазами. Мудрость и ум, выдержка и спокойствие могут проснуться в твоем третьем глазе. Вытяни указательный палец, напряги его и положи на лоб между бровей над носом. Здесь твой третий глаз, глаз мудрости. Помассируй эту точку, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз, просыпайся, третий глаз»… 6-10 раз.

 

«Сломанная кукла»

Скажите ребенку: «Иногда игрушки ломаются, но им можно помочь. Изобрази куклу, у которой оборвались веревочки, крепящие голову, шею, руки, тело, ноги. Она вся «разболталась», с ней не хотят играть. Потряси всеми разломанными частями одновременно. А сейчас собирай, укрепляй веревочки – медленно, осторожно соедини голову и шею, выпрями их; теперь расправь плечи и закрепи руки; подыши ровно и глубоко и на месте будет туловище; выпрями ноги. Все – куклу починил ты сам, теперь она снова красивая, с ней все хотят играть!»

 

«Спаси птенца»

Скажите ребенку: «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел; улыбнись ему и не грусти, он ещё прилетит к тебе!».

 

 «Строители»

Участники выстраиваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить и показать телом различные движения, как передают соседу:

- тяжелое ведро с цементом;

- легкую кисточку;

- кирпич;

- гвоздик;

- огромную тяжелую доску;

- молоток.

 

 «Ты - лев»

- Закрой глаза, представь себе льва – царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!

 

«Шалтай-Болтай»

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне… (С. Маршак)

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. В конце упражнения на слова «Свалился во сне» резко наклоняют корпус вниз, руки беспомощно повисают.

 

Все дети растут счастливыми при искренней заботе в семье, при позитивной оценке действий и поступков.

Опубликовано: 24.11.2017
Перейти в архив

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"