На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

Архив сайта - -

Составление и содержание методических материалов

Методические рекомендации для педагогов

«Составление и содержание методических материалов в дополнительном образовании»

 

Составила Копылова Е.В.,

заместитель директора

по научно-методической работе

 

В соответствии со статьей 28, п.3. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) образовательное учреждение дополнительного образования формирует образовательную программу из самостоятельно составленных программ и несет ответственность за эту деятельность.

Согласно п.11 приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», образовательное учреждение ежегодно обновляет дополнительные общеразвивающие программы с учетом науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Учитывая результаты практики, при обновлении программ также следует еще учитывать и особенности ресурсного обеспечения образовательного учреждения, учащихся и запросы родителей.

У педагогических работников при составлении дополнительных общеразвивающих программ, далее на основе программ – разработка конспектов занятий и мероприятий, методических пособий, –  возникают сложности в формулировании актуальности, целеполагания, ожидаемого результата, диагностики качества педагогической деятельности.

 

1. Содержание дополнительного образования

Содержание и дополнительной общеразвивающей программы и конспекта занятия, мероприятия и методического пособия должно соответствовать:

а) мировой культуре, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;

б) направленностям дополнительного образования;

в) запросам детей и родителей;

г) образовательным технологиям, выраженных

            - в формах и методах обучения,

            - методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов деятельности учащихся, диагностика индивидуальных результатов),

            - средствах обучения (материальных и методических).

Содержание должно быть таким, чтобы обеспечивать целостность развития и воспитания личности ребенка, т.е. включать в себя:

а) мотивацию к познанию и творчеству,

б) приобщение к ценностям,

в) эмоциональный комфорт,

г) развитие психических процессов, физического тела, ума и духа,

д) взаимодействие.

 

В пояснительную записку обязательно входит актуальность. При описании актуальности автор должен ответить на вопросы:

Первый вопрос – причины появления методического «продукта», почему есть необходимость в его разработке, выделить составляющие актуальности.

Актуальность отражается по нескольким составляющим:

            1) актуальность для общества – как программа (мероприятие, пособие) ориентирована на решение общественных проблем;

            2) актуальность для государства – как программа (мероприятие, пособие) отражает стратегические цели государства в области образования, способствует решению общественных проблем;

            3) актуальность для образовательной организации – как программа (мероприятие, пособие) соотносится с развитием образовательной организации, другими основополагающими программами и локальными нормативными актами образовательной организации;

            4) актуальность для ребенка – как деятельность, предлагаемая в программе (занятии, мероприятии, пособии), соответствует интересам, потребностям, возрастным особенностям ребенка, открывает возможности для его развития.

Второй вопрос – чем конкретно не устраивают имеющиеся методические материалы.

Третий вопрос – какая идея лежит в основе методического материала.

Нельзя:

1)перечислять документы различного уровня без необходимости и комментариев;

2)делать большое количество ссылок на документы и объемные выдержки.

 

Нужно делать ссылки на источники, если используем цитаты и статистику.

 

2. Отличительные особенности методических материалов от уже существующих материалов

На описание отличительных особенностей методических материалов от уже существующих материалов в пояснительной записке оформляется абзац. В данном абзаце указать, какая программа, пособие подобного плана и направленности были изучены, что было взято частично или полностью. О предметной и методической грамотности говорят ссылки на труды и фамилии ученых, ведущих специалистов по профилю методических материалов.

На какие вопросы ответить:

Первый вопрос – чем не устраивают вас имеющиеся методические материалы данной направленности?

Второй вопрос – на решение какой проблемной ситуации направлены методические материалы?

Третий вопрос – что вы предлагаете, как автор методических материалов?

Четвертый вопрос – интеграция с другими методическими материалами.

Пятый  вопрос – на каких теоретических положениях основывается ваша разработка?

 

3. Целеполагание

Цель – это предполагаемый результат, который достигается за указанный срок и под-крепляется всеми ресурсами образовательной организации;

– конкретизация идеи, содержания.

Формулировка цели должна быть понятна и лаконична.

Ошибки в формулировании цели:

  1. Цель не связана с идеей и содержанием программы, конспекта занятия и мероприятия, пособия.

Пример.

Актуальность

Ошибочная формулировка цели

Важность и ценность сохранения и укрепления здоровья

Гармоничное развитие ребенка

Ценность ЗОЖ

Привлечение в спортивное мероприятие

 

  1. Цель непонятно и неграмотно сформулирована, глобальна, не отражает конечный результат, не соответствует временным рамкам.

Пример: «Формирование культуры мира у детей». «Воспитание готовности подростков к служению государству и обществу», «Воспитание к выполнению обязаннсотей по защите Отечества».

  1. Формулировка цели имеет большое количество смыслов, смешивает разные понятия, нет сути.

Пример: «Воспитание толерантного отношения и культуры ЗОЖ».

        

Формула цели = глагольное сказуемое, словосочетание, управляющее педагогической деятельностью + предмет педагогического  взаимодействия + объект педагогической деятельности + ведущее средство.

 

Глагольное сказуемое, словосочетание – формирование, развитие, актуализация, обогащение, приобщение, совершенствование, обеспечение, содействие, вовлечение.

Следует учитывать, правила применения глагольных сказуемых «формирование, развитие»:

формирование – того, что приобретается;

развитие – того, что врожденно.

Предмет педагогического  взаимодействия – на что направлено формирование, развитие личности ребенка. Это составляет суть программы, занятия, мероприятия.

Например: лидерская позиция, ценность …, … чувства, опыт …, … потенциал.

Объект педагогической деятельности – ребенок, педагог, родитель и др.

Ведущее средство – какая-либо деятельность (журналистская, театрализованная, творческая, туристско-краеведческая.

Пример цели по формуле: «Формирование у подростков патриотического отношения к малой родине как части России через включение в краеведческую деятельность».

 

Конкретизация цели осуществляется через определение задач. Задачи устанавливают последовательность выполнения действий и применения механизмов по достижению цели.

В педагогической практике есть 3 золотых правила по формулированию задач:

1 правило – задача уже по содержанию и смыслу, чем цель;

2 правило – задач – это ответ на вопрос: «Что делать?». Поэтому задача начинается с глагола неопределенной формы. Задача описывает, что необходимо сделать с конкретными видами деятельности и средствами;

3 правило – задачи – это этапы достижения цели, алгоритм действий или смысловые направления.

             

4. Возраст учащихся

Если указываем большой возрастной диапазон, то в содержании необходимо указать дифференциацию деятельности или определить доминирующий возраст.

Например, рассмотрим дифференцированные воспитательные задачи.

6-7 лет

1) овладение пространством человеческих отношений;

2) формирование эмоциональной грамотности.

7-9 лет

1) приобретение детьми навыков социального взаимодействия с группой сверстников;

2) развитие у детей навыков самоконтроля и –регуляции;

3) усвоение детьми моральных норм, ценностей и правил поведения;

4) формирование эмоциональной грамотности;

5) содействие ребенку в поиске ресурсов в типичных трудных ситуациях.

10 лет

1) развитие у ребенка навыков сотрудничества со сверстниками;

2) формирование умения правильно относиться к успехам и неудачам;

3) формирование уверенности в себе.

11-12 лет

1) формирование интереса к другому человеку как к личности;

2) развитие интереса к себе;

3) формирование навыков самоанализа;

4) развитие и укрепление чувства взрослости;

5) развитие навыков личностного общения в группе сверстников.

13-14 лет

1) формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;

2) овладение способами регуляции поведения, эмоций;

3) формирование умения строить равноправные отношения со сверстниками;

4) формирование умения понимать причины собственного и чужого поведения;

5) развитие гибкости как способности человека применять большое количество разнообразных способов поведения;

6) развитие позитивного отношения к себе.

 

5. Ожидаемый результат

Ожидаемый результат выходит из каждой задачи. Он раскрывается конкретно

- в знаниях, умениях и навыках. Они приобретаются;

- в личностных качествах. Какие личностные качества подлежат развитию?

1. Когнитивные (познавательные) качества – умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.

2. Креативные (творческие) качества – вдохновлённость, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей, чувство движений, прогностичность, критичность, наличие своего мнения.

3. Оргдеятельностный (методологические) качества – способность осознавать цели учебной деятельности и умение их прояснить, умение поставить цель и организовать её достижение, способность к творчеству, рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка.

4. Коммуникативные качества – знания, умения и навыки, связанные с необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать; преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (Интернет, электронная почта).

5. Мировоззренческие качества - эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию, умение определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические качества личности, способность к толерантности, интеллект;

            - в ценностных отношениях. В какие отношения включен ребенок?

 

6. Критерии диагностики результата

Критерий – специфический признак исследуемого явления, и он отвечает требованиям:

1)объективный, т.е. измеряется в конкретных единицах;

2)существенный, устойчивый, повторяющийся признак;

3)необходимый, без него не обойтись;

4)достаточный – его достаточно, чтобы сделать вывод;

5)позволяет сделать характеристику объекта.

 

Критерии оценки качества реализации методического материала:

1)уровень достижения результатов;

2)уровень удовлетворенности объекта от освоения программы и пособия, образования на занятии и мероприятии;

3)качество организуемой деятельности. 

Опубликовано: 23.06.2017
Перейти в архив

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"