Архив сайта - -
Составление и содержание методических материалов
Методические рекомендации для педагогов
«Составление и содержание методических материалов в дополнительном образовании»
Составила Копылова Е.В.,
заместитель директора
по научно-методической работе
В соответствии со статьей 28, п.3. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) образовательное учреждение дополнительного образования формирует образовательную программу из самостоятельно составленных программ и несет ответственность за эту деятельность.
Согласно п.11 приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», образовательное учреждение ежегодно обновляет дополнительные общеразвивающие программы с учетом науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Учитывая результаты практики, при обновлении программ также следует еще учитывать и особенности ресурсного обеспечения образовательного учреждения, учащихся и запросы родителей.
У педагогических работников при составлении дополнительных общеразвивающих программ, далее на основе программ – разработка конспектов занятий и мероприятий, методических пособий, – возникают сложности в формулировании актуальности, целеполагания, ожидаемого результата, диагностики качества педагогической деятельности.
1. Содержание дополнительного образования
Содержание и дополнительной общеразвивающей программы и конспекта занятия, мероприятия и методического пособия должно соответствовать:
а) мировой культуре, российским традициям, культурно-национальным особенностям региона;
б) направленностям дополнительного образования;
в) запросам детей и родителей;
г) образовательным технологиям, выраженных
- в формах и методах обучения,
- методах контроля и управления образовательным процессом (анализ результатов деятельности учащихся, диагностика индивидуальных результатов),
- средствах обучения (материальных и методических).
Содержание должно быть таким, чтобы обеспечивать целостность развития и воспитания личности ребенка, т.е. включать в себя:
а) мотивацию к познанию и творчеству,
б) приобщение к ценностям,
в) эмоциональный комфорт,
г) развитие психических процессов, физического тела, ума и духа,
д) взаимодействие.
В пояснительную записку обязательно входит актуальность. При описании актуальности автор должен ответить на вопросы:
Первый вопрос – причины появления методического «продукта», почему есть необходимость в его разработке, выделить составляющие актуальности.
Актуальность отражается по нескольким составляющим:
1) актуальность для общества – как программа (мероприятие, пособие) ориентирована на решение общественных проблем;
2) актуальность для государства – как программа (мероприятие, пособие) отражает стратегические цели государства в области образования, способствует решению общественных проблем;
3) актуальность для образовательной организации – как программа (мероприятие, пособие) соотносится с развитием образовательной организации, другими основополагающими программами и локальными нормативными актами образовательной организации;
4) актуальность для ребенка – как деятельность, предлагаемая в программе (занятии, мероприятии, пособии), соответствует интересам, потребностям, возрастным особенностям ребенка, открывает возможности для его развития.
Второй вопрос – чем конкретно не устраивают имеющиеся методические материалы.
Третий вопрос – какая идея лежит в основе методического материала.
Нельзя:
1)перечислять документы различного уровня без необходимости и комментариев;
2)делать большое количество ссылок на документы и объемные выдержки.
Нужно делать ссылки на источники, если используем цитаты и статистику.
2. Отличительные особенности методических материалов от уже существующих материалов
На описание отличительных особенностей методических материалов от уже существующих материалов в пояснительной записке оформляется абзац. В данном абзаце указать, какая программа, пособие подобного плана и направленности были изучены, что было взято частично или полностью. О предметной и методической грамотности говорят ссылки на труды и фамилии ученых, ведущих специалистов по профилю методических материалов.
На какие вопросы ответить:
Первый вопрос – чем не устраивают вас имеющиеся методические материалы данной направленности?
Второй вопрос – на решение какой проблемной ситуации направлены методические материалы?
Третий вопрос – что вы предлагаете, как автор методических материалов?
Четвертый вопрос – интеграция с другими методическими материалами.
Пятый вопрос – на каких теоретических положениях основывается ваша разработка?
3. Целеполагание
Цель – это предполагаемый результат, который достигается за указанный срок и под-крепляется всеми ресурсами образовательной организации;
– конкретизация идеи, содержания.
Формулировка цели должна быть понятна и лаконична.
Ошибки в формулировании цели:
- Цель не связана с идеей и содержанием программы, конспекта занятия и мероприятия, пособия.
Пример.
Актуальность |
Ошибочная формулировка цели |
Важность и ценность сохранения и укрепления здоровья |
Гармоничное развитие ребенка |
Ценность ЗОЖ |
Привлечение в спортивное мероприятие |
- Цель непонятно и неграмотно сформулирована, глобальна, не отражает конечный результат, не соответствует временным рамкам.
Пример: «Формирование культуры мира у детей». «Воспитание готовности подростков к служению государству и обществу», «Воспитание к выполнению обязаннсотей по защите Отечества».
- Формулировка цели имеет большое количество смыслов, смешивает разные понятия, нет сути.
Пример: «Воспитание толерантного отношения и культуры ЗОЖ».
Формула цели = глагольное сказуемое, словосочетание, управляющее педагогической деятельностью + предмет педагогического взаимодействия + объект педагогической деятельности + ведущее средство.
Глагольное сказуемое, словосочетание – формирование, развитие, актуализация, обогащение, приобщение, совершенствование, обеспечение, содействие, вовлечение.
Следует учитывать, правила применения глагольных сказуемых «формирование, развитие»:
формирование – того, что приобретается;
развитие – того, что врожденно.
Предмет педагогического взаимодействия – на что направлено формирование, развитие личности ребенка. Это составляет суть программы, занятия, мероприятия.
Например: лидерская позиция, ценность …, … чувства, опыт …, … потенциал.
Объект педагогической деятельности – ребенок, педагог, родитель и др.
Ведущее средство – какая-либо деятельность (журналистская, театрализованная, творческая, туристско-краеведческая.
Пример цели по формуле: «Формирование у подростков патриотического отношения к малой родине как части России через включение в краеведческую деятельность».
Конкретизация цели осуществляется через определение задач. Задачи устанавливают последовательность выполнения действий и применения механизмов по достижению цели.
В педагогической практике есть 3 золотых правила по формулированию задач:
1 правило – задача уже по содержанию и смыслу, чем цель;
2 правило – задач – это ответ на вопрос: «Что делать?». Поэтому задача начинается с глагола неопределенной формы. Задача описывает, что необходимо сделать с конкретными видами деятельности и средствами;
3 правило – задачи – это этапы достижения цели, алгоритм действий или смысловые направления.
4. Возраст учащихся
Если указываем большой возрастной диапазон, то в содержании необходимо указать дифференциацию деятельности или определить доминирующий возраст.
Например, рассмотрим дифференцированные воспитательные задачи.
6-7 лет
1) овладение пространством человеческих отношений;
2) формирование эмоциональной грамотности.
7-9 лет
1) приобретение детьми навыков социального взаимодействия с группой сверстников;
2) развитие у детей навыков самоконтроля и –регуляции;
3) усвоение детьми моральных норм, ценностей и правил поведения;
4) формирование эмоциональной грамотности;
5) содействие ребенку в поиске ресурсов в типичных трудных ситуациях.
10 лет
1) развитие у ребенка навыков сотрудничества со сверстниками;
2) формирование умения правильно относиться к успехам и неудачам;
3) формирование уверенности в себе.
11-12 лет
1) формирование интереса к другому человеку как к личности;
2) развитие интереса к себе;
3) формирование навыков самоанализа;
4) развитие и укрепление чувства взрослости;
5) развитие навыков личностного общения в группе сверстников.
13-14 лет
1) формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
2) овладение способами регуляции поведения, эмоций;
3) формирование умения строить равноправные отношения со сверстниками;
4) формирование умения понимать причины собственного и чужого поведения;
5) развитие гибкости как способности человека применять большое количество разнообразных способов поведения;
6) развитие позитивного отношения к себе.
5. Ожидаемый результат
Ожидаемый результат выходит из каждой задачи. Он раскрывается конкретно
- в знаниях, умениях и навыках. Они приобретаются;
- в личностных качествах. Какие личностные качества подлежат развитию?
1. Когнитивные (познавательные) качества – умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание вопроса.
2. Креативные (творческие) качества – вдохновлённость, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям, раскованность мыслей, чувство движений, прогностичность, критичность, наличие своего мнения.
3. Оргдеятельностный (методологические) качества – способность осознавать цели учебной деятельности и умение их прояснить, умение поставить цель и организовать её достижение, способность к творчеству, рефлексивное мышление, самоанализ, самооценка.
4. Коммуникативные качества – знания, умения и навыки, связанные с необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками; умение отыскивать; преобразовывать и передавать информацию; выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии (Интернет, электронная почта).
5. Мировоззренческие качества - эмоционально-ценностные установки ученика, его способность к самопознанию, умение определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве, национальные и общечеловеческие устремления, патриотические качества личности, способность к толерантности, интеллект;
- в ценностных отношениях. В какие отношения включен ребенок?
6. Критерии диагностики результата
Критерий – специфический признак исследуемого явления, и он отвечает требованиям:
1)объективный, т.е. измеряется в конкретных единицах;
2)существенный, устойчивый, повторяющийся признак;
3)необходимый, без него не обойтись;
4)достаточный – его достаточно, чтобы сделать вывод;
5)позволяет сделать характеристику объекта.
Критерии оценки качества реализации методического материала:
1)уровень достижения результатов;
2)уровень удовлетворенности объекта от освоения программы и пособия, образования на занятии и мероприятии;
3)качество организуемой деятельности.