На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

Архив сайта - -

Работа с произведением живописи

Методические рекомендации для педагогов

«Работа с произведением живописи как объектом экскурсионного показа»

 

По материалам научно-методического журнала

«Искусство», 2017 г., № 5-6,

подготовила Копылова Е.В., заместитель директора

 

При обучении детей по дополнительным общеразвивающим программам, содержанием которых является декоративно-прикладное и изобразительное творчество, очень важно педагогу грамотно описывать творческий объект, а также научить учащегося самостоятельно провести анализ как музейных экспонатов, так и своих «продуктов» деятельности. Поэтому учащиеся редко сами могут выбрать объекты для различных конкурсов, выставок.

Между тем художественная культура - это огромный пласт культурно-исторического наследия, значение которого сложно переоценить. В художественных произведениях отражен не только внутренний мир творца, но и основные маркеры времени и места их создания. В них зашифрован целый ряд характеристик материальной и духовной культуры общества. Художественное произведение - это повторное воспроизведение действительности, отражение реальности, в которой существует художник и которая окружает каждого из живущих рядом. Осмысление художественного произведения требует определенных искусствоведческих навыков.

Мы предлагаем примерный план искусствоведческого анализа, призванный помочь школьнику познакомиться на выставке с произведением искусства.

 

1. Название

Название несет на себе информативную, а иногда и оценочную нагрузку, которую вкладывает автор. Информация, содержащаяся в названии, очень важна для понимания смысла произведения: в нем могут содержаться сведения о месте и времени, о событии или лице, изображенном на картине, а также о личном отношении автора. Данные, полученные из названия,

необходимо соотнести с историческим контекстом и биографией художника.

 

2. Авторство

Любая творческая работа является авторским произведением, проникнуть в смысл которого не всегда возможно без анализа биографии и особенностей характера ее создателя. Мысли, мечты, события, происходящие в жизни художника, имеют свое отражение в работах. Так, например, Клод Моне писал цветы, сады, так как безумно хотел свой сад, где бы он мог разводить цветы. Произведения искусства являются зашифрованным текстом, который становится понятным только тогда, когда мы узнаем о жизни художника, его внутренних переживаниях. Зачастую отпечаток на творчество накладывают события из его жизни.

 

3. Описание сюжета, данные о портретируемых

Описание того, что непосредственно изображено на картине, подразумевает много-уровневый анализ.

Предметный уровень. Картина - это та же книга, только в красках. Тот, кто хочет научиться читать, должен понимать, что ничего лишнего, случайного художники в своих  произведениях не изображают. Чтобы понять, что же художник хотел сказать, необходимо проанализировать каждую деталь.

Например, портрет Веры Мамонтовой кисти Валентина Серова имел бы исключительно

документальный характер, если бы не персики. Мастер назвал свое полотно «Девочка с персиками», изобразив на нем Верочку и четыре персика на переднем плане, которые подчеркивают свежесть образа, указывают на свет и легкость, исходящие от нее.

Сюжетный уровень. Картина - это не документальная фотография, беспристрастно фиксирующая момент, а художественное произведение, характеризующееся протяженностью во времени. Сюжетный анализ позволит нам рассмотреть в статичном изображении завязку, кульминацию и развязку действия.

Часто картины иллюстрируют известные сюжеты: библейские, исторические, литературные и т. д. В таких случаях, прежде чем приступить к анализу живописного полотна, необходимо познакомиться с этим сюжетом.

Если мы анализируем портрет, то необходимо опираться на жизненный контекст портретируемого лица, т. е. учитывать факты биографии, непосредственно предшествующие времени

создания произведения. Это позволит нам лучше понять мысли и эмоции, которые пытался передать художественными средствами автор.

Анализ работ абстракционистского характера подразумевает осмысление связей между линиями, пятнами, цветами, фигурами.

Эмоциональный уровень описания - это те чувства, которые вызывает рассмотрение картины. На этом уровне очень важен первый взгляд, брошенный на полотно, который вызывает неподдельные правильные чувства, потому что эти чувства никем не навязаны, а идут от сердца.

При составлении анализа произведения нужно обязательно задать себе ряд вопросов: какие чувства вызывает картина в целом, каждая деталь в картине, сюжет, отдельный человек, цвет и т. д.

При этом необходимо учитывать эмоциональный фон смотрящего. Часто бывает так, что плохое настроение заставляет видеть только негатив даже там, где его нет, а светлые стороны остаются не-замеченными.

 

4. Средства художественной выразительности

Анализ средств художественной выразительности имеет два уровня: описательный и символический.

Вначале мы описываем их как данность. Это описательный уровень. К средствам художественной выразительности относятся:

• Композиция (композиционный центр, смысловой центр, симметрия, асимметрия и т. д.).

• Колорит (теплый, холодный, мягкий, контрастность и др.).

• Фактура живописного слоя, характеристика мазка.

• Рисунок (четкость силуэта, конструктивность).

Символический уровень - это уровень осмысления произведения. Например, цвета, тона и полутона, используемые художником, имеют свое значение. Цветовая гамма, контрастность, свет передают настроение, созданное художником для того, чтобы донести до зрителя содержание картины. Кроме того, цвет несет в себе смысловую нагрузку, которую нужно расшифровать.

Нужно учитывать плановость изображения, хотя не всегда самое главное изображено на переднем плане. Например, на картине А. Иванова «Явление Христа народу» на переднем плане изображены люди с их пороками и немощами, а Спаситель вдалеке.

 

5. Исторический контекст

В произведениях изобразительного искусства отражается эпоха: культура, обычаи, традиции, быт и другие характеристики времени. Картины помимо культурной имеют историческую ценность. Иногда картина является единственным документом, на котором запечатлены элементы ушедшей эпохи. Например, еще в XIX в. фотографирование не было распространено повсеместно, и некоторые здания, сооружения, исторические личности дошли до нас только в работах художников.

 

6. Искусствоведческий контекст

Прежде всего, нужно постараться определить стиль, направление, художественную школу, в традициях которых написано произведение, влияние других художников на творчество автора картины, место данного произведения в творчестве художника.

Описание картины в соответствии с пунктами этого плана позволит проанализировать произведение и включить элементы в анализ своих работ.

 

Опубликовано: 07.06.2017
Перейти в архив

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"