На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

Архив сайта - -

Учимся договариваться

Методические рекомендации для педагогов

«Учимся договариваться. Арт-терапевтические приемы для работы с парой»

 

По материалам научно-методического журнала

«Школьный психолог», 2017 г., № 3-4,

подготовила Копылова Е.В., заместитель директора

 

При осуществлении образовательного процесса следует применять разнообразные формы: коллективные, групповые, индивидуальные. Это позволяет успешно решать триединую задачу учебного занятия, в том числе и мотивационную, которая особо значима в условиях дополнителньгоо образования.

В индивидуальной профессиональной копилке должны  занять  место игры и приемы, предназначенные для работы с парой, начиная со старшего дошкольного возраста. Их можно использовать в самых разнообразных ситуациях, будь то групповая работа с детьми, работа с детско-родительской парой, или индивидуальное занятие. Парная работа позволяет решать как учебные задачи, так и диагностические, давая  педагогу возможность  понаблюдать за устойчивыми паттернами взаимодействия, так и консультативные, помогая на практике опробовать новые поведенческие модели.

К распространенным приемам относятся приемы: «Совместный рисунок», «Рукавички» и др. Но всегда хочется попробовать в работе что-то новенькое.

 

Упражнение «Пицца»

Материал: на каждую пару - вырезанный из картона круг или бумажная тарелка, набор цветной бумаги, ножницы, клей, набор цветных карандашей или фломастеров.

Инструкция.

Многие из нас любят пиццу. Как известно, в пиццу можно положить самые разные продукты: овощи, грибы, мясо, рыбу, зелень, бывает даже пицца с ананасами. Сегодня мы будем делать пиццу особую. Это будет общая пицца, которую вы сделаете вместе. Вы можете положить туда любые продукты, даже те, которые на первый взгляд не очень сочетаются. Можете сделать ее мясной, вегетарианской, сладкой - какой захотите.

Но при этом необходимо соблюдать три правила.

Во-первых, каждый из вас выполняет свою работу: один только рисует и раскрашивает, а другой делает аппликацию, то есть вырезает и наклеивает. В вашей общей пицце должно быть непременно и то и другое - и рисунок, и аппликация.

Во-вторых, в вашей пицце должны быть только такие продукты, которые вы оба любите. То есть если один из вас хочет добавить лук, а второй его не любит, вам придется договариваться.

В-третьих, пицца не делится на части.

По завершении работы надо попросить партнеров продемонстрировать результат и рассказать, какие продукты они положили в пиццу. Также важно спросить, сложно ли было договориться, что помогало прийти к общему решению, по поводу каких продуктов  удалось  договориться  быстро,  а  какие обсуждали долго.

В некоторых случаях можно встретить такой способ решения задачи: партнеры просто делят пиццу пополам и заполняют свои половинки, не советуясь друг с другом. Фактически задание в этом случае не выполнено.

Учимся договариваться

Как распределять, кто рисует, а кто клеит? Если мы работаем с детско-родительской парой, возможно, имеет смысл аппликацию поручить родителю: он с этим справится быстрее.

Если задание выполняют  дети,  которым  может быть трудно быстро вырезать фигуры из бумаги, имеет смысл сделать заготовки: вырезать из цветной бумаги разноцветные круги, овалы и другие фигуры разных размеров. Тогда ребенку достаточно выбрать фигурки подходящего цвета и приклеить их.

 

Упражнение «Три рисунка»

Это упражнение можно проводить многократно, и тогда наблюдается определенная динамика.

Материал: на каждую пару нужен лист бумаги формата А4 или А3, набор цветных карандашей или фломастеров. Лист бумаги необходимо развернуть по горизонтали и разделить карандашом на три равные части.

Должно получиться примерно так:

Территория одного ребенка

Общая территория

Территория второго ребенка

 

 

 

(Подписывать части листа не нужно, это сделано здесь для удобства объяснения.)

 

Инструкция: у каждого из вас на этом листе есть своя собственная территория: у одного - справа, у другого - слева. На своей территории можно рисовать что угодно и как угодно. На чужую территорию залезать категорически запрещается. Посередине расположена ваша общая территория. Здесь можно нарисовать только то, с чем вы оба согласны.

Оба партнера могут предлагать какие-то идеи, что можно нарисовать, но на общей части нельзя начать рисовать, не договорившись сначала с партнером.

После завершения рисования необходимо попросить партнеров прокомментировать, что у них нарисовано, где больше понравилось рисовать – на своей территории или на общей, как удавалось договориться и так далее.

В этом задании можно увидеть различные стратегии. Например, застенчивые или неуверенные дети могут вообще оставаться исключительно на своей территории и долгое время не предпринимать попыток выйти на общую, преимущественно соглашаясь с инициативой партнера. Таким детям важно дать достаточно времени и поддержки, чтобы они почувствовали себя уверенно для рисования на средней части листа.

Дети, склонные к оппозиционно-вызывающему поведению, вступающие в конфронтацию со взрослым, напротив, часто активно пытаются расширить «свою» территорию, нарушить границы или отказываются от любых предложений относительно рисования на общей территории.

Важно отслеживать соблюдение правил и не оценивать то, что ребенок рисует на своей собственной территории.

 

Упражнение «Мир глазами …»

Материал: на каждую пару нужен лист бумаги формата А4 или А3, набор цветных карандашей, фломастеров или акварельные краски, кисти.

Инструкция: нарисовать вместе какой-либо сюжет, героя от определенного лица.

Например, от лица бабочки-путешественницы, которая попала в салон автомобиля и отправилась на море;

от лица своей бабушки, которая вечно всем недовольна и всего опасается;

от лица животного. Интересно было бы взглянуть на мир глазами любимой собаки;

от лица  горожанина, который попал в глубокую российскую провинцию – деревню или в зимовье;

от лица насекомого, паука или комара? От лица дерева или футбольного мяча? А если инопланетянина;

А нарисовать мир глазами математика, художника, историка тоже любопытно. А как будет выглядеть картина с точки зрения известной исторической личности

 и др.

Практика смены восприятия весьма полезна для подрастающего поколения. Она помогает понять, что есть и другие точки зрения, имеющие такие же права на существование, как и собственная.

 

Упражнение «Пара»

Один человек – правая рука, другой – левая рука. Задача пары – вырезать из бумаги фигуру, предложенную ведущим, например, трафарет звезды, листочка, облако.

По завершении оцениваются правильность и быстрота работы, насколько пара слаженно работала.

 

Упражнение «Фигуры из спичек»

Двое садятся спиной друг к другу.

Материал:  по 12 спичек на пару.

Инструкция: первый выкладывает любую фигуру из спичек, а потом объясняет второму, который не видит, что он выложил, как положить спички, не говоря, что он сделал. После этого контролер проверяет, правильно ли сделана фигура. Потом участники могут поменяться ролями (Данное упражнение можно проводить и с помощью листа бумаги и карандаша.)

 

Упражнение «Пластилин»

Материал:  1 кусок пластилина на пару.

Инструкция: каждый может работать только одной рукой (или правой, или левой). В ходе упражнения участники должны договориться, что будут лепить.

Рефлексия: легко ли работать в паре? Нужно ли учиться подстраиваться друг к другу?

 

Упражнение «Писатель»
Материал:  газеты.

Инструкция: составить рассказ из названий газетных статей.

 

Упражнение «Слон»
Материал:  на каждую пару нужен лист бумаги формата А4 или А3, набор цветных карандашей, фломастеров.

Инструкция: пара по очереди рисует слона с закрытыми глазами. Первый с закрытыми глазами рисует тело, потом второй закрывает глаза и рисует голову, потом первый – ноги и т.д.

 

Упражнение «Золушка»
Материал:  3-4 разных вида крупы: гороха, фасоли, чечевицы, сушеной рябины, калины

- что найдется.

Инструкция: смешайте на столе крупу в кучку. Надо разобрать все на однородные кучки - с завязанными глазами.

 

Упражнение «Все наоборот»

Материал:  на каждую пару нужен лист бумаги формата А4 или А3, набор цветных карандашей, фломастеров.

Инструкция: паре нарисовать или раскрасить что-то, при условии – правша рисует левой рукой, а левша – правой.

 

Упражнение «Порви газету»
Материал:  газеты.

Инструкция: каждый в паре, используя одну руку, рвет газету на мелкие куски. Свободной рукой помогать нельзя. 

Опубликовано: 07.06.2017
Перейти в архив

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"