Архив сайта - -
Проведение и организация игровых конкурсов
Методические рекомендации для школьных координаторов по проведению и организации международных и всероссийских игровых конкурсов
А.В. Козловская,
методист МАОУ ДО ЦДТ
Конкурсы проводятся один раз в год, и в каждом из них принимают участие сотни тысяч школьников. Все конкурсы построены по единому образцу, однако имеют определенные особенности и различия. К участию допускаются все желающие без предварительного отбора, оплатившие регистрационный взнос.
Содеражние конкурсов подготавливается для нескольких возрастных групп – обычно это 3-4, 5-6, 7-8 и 9-11 классы, но в конкурсе «Кенгуру» есть задания для 2 классов, а в конкурсе «ЧИП» и для 2 и даже для 1 класов, однако в этих конкурсах нет специально разработанных заданий для 11-х классов. В случае, если в конкурсе нет специального разработанных заданий для 1 или 2 классов, необходимо учитывать рекомендации организаторов по целесообразности их участия в возрастном варианте для 2-3 классов. В иных случаях выполнение заданий возрастного варианта, не соответствующего классу школьника, не допускается.
Схема взаимодействия центрального оргкомитета конкурса с региональным оргкомитетом, образовательными организациями и участниками
Проекты «Золотое руно», «Человек и природа» и «Пегас» – тематические: конкурсные задания разрабатываются в рамках заранее сформулированной и объявленной темы. Остальные конкусы больше ориентированы на общие предметные вопросы и конкретной темы не имеют.
В начале учебного года центральные оргкомитеты рассылают афиши, в которых публикуются даты проведения конкурсов и их темы (если таковые есть), а также размещают всю необходимую информацию на своих сайтах в Интернете.
В образовательных учреждениях, принимающих участие в конкурсах, по согласованию с региональным оргкомитетом назначается организатор, который берет на себя руководство проведением конкурса непосредственно в школе.
Школьный организатор информирует обучающихся о содержании, сроках проведения и возможностях конкурсов, обеспечивает сбор индивидуальных заявок и организационных взносов и передает их в установленной форме в определенные сроки в региональный оргкомитет.
Сбор заявок на каждый конкурс обычно начинается за два месяца до даты его проведения и завершается ориентировочно за месяц, потому что необходимо достаточно большое количество времени для печати конкурсных материалов и рассылки их в региональные оргкомитеты, откуда они должны поступить во все образовательные учреждения, принимающие участие в конкурсе. Региональный оргкомитет обобщает школьные заявки и передает их в центральный оргкомитет.
Обычно все материалы, необходимые для проведения конкурса, передаются в региональные оргкомитеты и в образовательные учреждения с небольшим запасом, предусмотренным, в том числе, и на случай увеличения числа желающих принять в нем участие. Однако лучше не полагаться на этот запас и подать заявку в установленные сроки, потому что такой запас в любом случае будет ограниченным.
В назначенный день все участники приглашаются в подготовленные для проведения конкурса аудитории. Школьные организаторы разъясняют участни-
кам правила, вскрывают пакеты с заданиями и раздают буклеты с вопросами и бланки ответов. Во время выполнения конкурсных заданий участникам предлагается ответить на определенное количество вопросов (от 26 до 60) закрытого типа с выбором ответа (от двух до пяти вариантов ответов).
Игровой процесс во всех проектах, кроме конкурса «Золотое руно», происходит в школе во внеурочное время в один и тот же день для всех участников и занимает 75 минут. Очень важно, что каждый школьник имеет возможность принять участие в соревновании, не покидая свой класс.
В конкурсе «Золотое руно» выполнение заданий происходит в течение выходных дней дома, комплект материалов выдается участникам в пятницу, а сбор бланков ответов осуществляется в понедельник.
После проведения конкурса бланки ответов участников поступают в центральные или межрегиональные оргкомитеты, где проходят компьютерную обработку, которая занимает обычно около двух месяцев.
По итогам обработки результатов каждого участника определяются правильные и неправильные ответы, рассчитывется количество набранных баллов, формируеюся его позиции в школьном, районном, региональном и общем зачетах. Затем эти данные вместе с сертификатами, дипломами и призами для тех, кто показал наиболее высокие результаты, отправляются в региональные оргкомитеты, откуда уже поступают в образовательные организации и вручаются участникам.