На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

Архив сайта - -

Ретабло

Методические рекомендации «Ретабло»

для учащихся, педагогов и родителей

Ретабло (исп. retablo, от лат. retro — за, позади и tabula — доска, первоначально retrotabulum) — это картинки, нарисованные в благодарность близким людям.

Ретабло - это одна из самых своеобразных форм мексиканского народного искусства.

История ретабло

Раньше их чаще всего рисовали на жести масляными красками или темперой.

Иногда ретабло рисует сам благодарящий, но чаще люди заказывают их специальным художникам — ретаблеро.

У ретабло длинная история. Началась она после завоевания Мексики испанскими конкистадорами. Испанцы строили в Мексике церкви, а в церквях были изображения святых, которые изначально и назывались словом «ретабло». От православных иконостасов алтарные образы испанских церквей отличаются прежде всего тем, что они устанавливаются за алтарем, а не перед ним. Есть и некоторые другие различия: например, в ретабло больше скульптурных и архитектурных элементов и меньше живописи.

Среди образов, находящихся в церквях, были и так называемые вотивные (от лат. votivus — посвященный богам, от votum — обет, желание). Они создавались прихожанами по обету — как правило, в благодарность за избавление от опасности или болезни — и приносились в дар церкви. У коренных жителей Мексики, индейцев, тоже была традиция посвящать изображения божествам. Как это часто бывает, культура завоевателей и культура побежденных сплелись и срослись друг с другом, давая новые, невиданные прежде плоды.

В традиционной индейской картине мира потусторонние и высшие силы жили по соседству с обычными людьми, их можно было встретить сразу за порогом, а то и в собственном доме. И католические святые стали частью этого мира, начали восприниматься как такие же рядом живущие соседи, с которыми можно общаться напрямую.

Традиционные вотивные образы, на которых изначально изображались канонизированные святые, в Мексике трансформировались до неузнаваемости. Они тоже стали называться «ретабло», и второе значение этого слова стало со временем более известным, чем первое.

Еще одна необычная, но достойная подражания особенность мексиканцев, которая становится очевидной при рассматривании ретабло, — способность быть благодарными жизни за малейшую мелочь. Из сада исчезли гигантские улитки, переехал сосед, выгуливавший собаку на газоне перед домом, муж перестал храпеть — все это поводы для создания ретабло.

Именно этим наивным взглядом на простые жизненные события привлекают нас яркие картинки с образами святых и обычных людей, бытовыми сценками и искренней благодарностью за случившееся чудо. А еще поражает в мексиканцах умение находить даже в плохих событиях чтото хорошее — вера в лучшее очень помогает в непростых жизненных ситуациях.

Постепенно у ретабло появился свой канон — обязательные общие черты.

Большую часть любого ретабло занимает изображение происшествия или обстоятельства, за которое благодарят святого.

Сам святой тоже присутствует на картине.

Под ней — подпись с благодарностью и подробным описанием произошедшего.

А какое ретабло нарисовали бы вы? Случайности не случайны — гласит древняя мудрость. И в каждом счастливом случае таится настоящее чудо, если посмотреть на него наивными детскими глазами.

Материалы:

  • фанера,
  • дерево,
  • холст,
  • плотная бумага,
  • карандаши;
  • гуашь (акрил);
  • кисточки;
  • хорошее настроение.

Процесс

  1. Показать детям несколько ярких ретабло - для вдохновения и объяснить, что чудеса случаются с каждым ежедневно, нужно лишь чуть-чуть постараться и увидеть за случайностью чудо.
  2. Предложить детям выбрать яркий и запоминающийся случай из своей жизни, за который хотелось бы вознести благодарность кому-либо.
  3. Делаем эскиз будущего ретабло - изображаем сценку, которая случилась с детьми. Оставляем место для благодарности и образа человека, кто помог случится этому чуду. 
    Образ человека лучше их разместить в верхнем углу рисунка. А благодарность написать или сверху, или снизу, или в уголке картинки.
  4. Переносим эскиз на лист плотной бумаги или другой основы, расписываем рисунок яркими красками, даем подсохнуть и обводим контуры темным карандашом.
  5. Пишем благодарность, кратко рассказав о случившемся, поблагодарив за совершенное чудо.

Советы

  • Используйте яркие краски - это придаст ретабло латиноамериканский колорит.
  • Для создания фактуры место благодарности можно закрасить сначала темной краской, а после высыхания - белой. Это подходит только для акриловых красок.
  • Благодарность можно написать карандашом, а потом обвести черной гелевой ручкой или кисточкой с черной краской или тушью.
  • Доверьтесь интуиции - порой в самых простых событиях таится чудо.
Опубликовано: 11.03.2016
Перейти в архив

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"