На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

Архив сайта - -

Занятие для детей, а не дети для занятия

Методические рекомендации для педагогических работников

«Занятие для детей, а не дети для занятия»

(по материалам статьи Вячеслава Петруленкова// Управление школой, 2015 г., № 7-8)

 

Подготовила Копылова Е.В.,

заместитель директора

по научно-методической работе

 

Современное занятие в условиях реализации требований ФГОС ставит педагога перед необходимостью строить занятия по дополнительному образованию по совершенно иной схеме. Если до последнего времени больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда педагог, стоя перед объединением учащихся, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то теперь он должен делать акцент на взаимодействие учащихся и педагога, а также взаимодействие самих учащихся. Учащийся должен стать живым участником образовательного процесса. К большому сожалению, на сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение занятия. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

Анализ и самоанализ занятия должны быть направлены на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности педагога и учащихся на занятии, которые приводят или не приводят к позитивным результатам.

Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы педагога и учащихся.

В чем новизна современного занятия в условиях введения стандарта второго поколения?

1. Чаще реализуются индивидуальные и групповые формы работы на занятии.

2. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между педагогом и учащимся.

           

Требования, предъявляемые к современному занятию:

1. Педагог, как и в былые годы, должен спланировать проведение занятия и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи занятия.

2. Занятие должно носить гуманистический характер.

3. Красной нитью через занятие должен проходить системно-деятельностный подход.

4. Занятие должно быть нацелено на формирование у учащихся универсальных учебных действий, быть проблемным и развивающим (педагог сам нацеливается на сотрудничество с учащимися и умеет направлять учащихся на сотрудничество с педагогом и товарищами в объединении).

5. Педагог должен организовывать проблемные и поисковые ситуации, активизировать учебную деятельность учащихся.

6. Педагог должен побуждать учащихся самим делать выводы по ходу занятия.

7. Учащиеся на занятии должны проявлять максимум творчества и сотворчества.

8. На занятии должны осуществляться принципы время- и здоровьесбережения.

9. В центре внимания на занятии должны быть учащиеся (занятие для детей, а не дети для занятия).

10. Занятие должно способствовать формированию коммуникативных компетенций.

11. Педагог должен создать условия для самореализации каждого учащегося, свободного развития его способностей.

12. Педагог должен оптимально подбирать интерактивные педагогические технологии.

13. Должна быть организована рефлексия учебного занятия.

 

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью педагога обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют или предлагают свое описание, частично запоминают.

В связи с новыми требованиями перед педагогом ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Структура современных занятий должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы педагог поддерживал инициативу учащегося в нужном направлении и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Для построения занятия в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности занятия, вне зависимости от того, какой типологии педагог придерживается.

В настоящее время многие ученые и педагоги-практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами занятия, умело анализировать занятие применительно к различным целям.

А для этого необходимо:

- задавать цели занятия с учетом тенденций передачи функции от педагога к учащемуся;

- систематически обучать детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.д.);

- использовать разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;

- владеть технологией диалога, учить детей ставить и адресовать вопросы;

- эффективно (адекватно цели занятия) сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, учить детей работать по правилу и творчески;

- на занятии задавать задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у учащихся);

- добиваться осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы;

- стремиться оценивать реальное продвижение каждого учащегося на основе педагогической диагностики, поощрять и поддерживать минимальные успехи;

- специально планировать коммуникативные задачи занятия;

- принимать и поощрять выражаемую учащимся собственную позицию, иное мнение, обучать корректным формам их выражения;

- создавать на занятии атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта;

- осуществлять глубокое личностное воздействие «педагог – ученик» (через отношения, совместную деятельность).

Совершенствование мастерства педагога и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа занятия. Педагог испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного занятия. Именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на занятиях, принять их во внимание при дальнейшем проектировании образовательного процесса.         Для педагога самоанализ занятия, рефлексивная деятельность в целом приобретают особое значение потому, что педагог, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться и восстановить ход занятия, вряд ли когда-нибудь по-настоящему освоит ФГОС второго поколения.

Опубликовано: 10.11.2015
Перейти в архив

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"