Архив сайта - -
Как справиться с чувствами, которые влияют на желание учиться
Рекомендации для педагогов
«Как справиться с чувствами, которые влияют на желание учиться»
Вместо того чтобы принижать значение чувств ребенка, вы можете:
- Подтвердить чувства ребенка.
- Проявить солидарность с чувствами ребенка.
- Принять чувства ребенка даже в том случае, если вы вынуждены призвать его к прекращению неприемлемого поведения.
Может быть, лучше потратить несколько минут на то, чтобы разобраться с чувствами ребенка, чем потом решать проблему, которая потребует массы драгоценного времени.
Кроме того, поведя себя подобным образом, вы поможете ребенку, оказавшемуся в затруднительном положении. Иногда трудные дети сознательно испытывают своих взрослых, заставляя их злиться или переходить в оборонительную позицию. Дети любят «потянуть за поводок» и втянуть учителя (родителя) в долгую и бесполезную перепалку на радость всему классу.
Вместо того чтобы проявлять враждебность, вы можете спокойно сказать: «Мне не нравится то, что я только что услышала. Если ты зол, вырази свой гнев другим образом, и тогда я тебя выслушаю».
Остерегайтесь союза «но». Этот союз сразу же отрицает только что высказанную эмоцию и посылает сигнал: «А теперь я объясню тебе, почему твои чувства не имеют никакого значения». Детям нужно, чтобы вы приняли их эмоции и чувства, а не оценивали их. («Понимаю, как тебя огорчает то, что происходит дома... Тебе хотелось бы, чтобы родные лучше ладили между собой».) Постарайтесь продемонстрировать полное и безоговорочное понимание, и тогда ваш юный собеседник без страха начнет справляться со своими проблемами.
Как добиться взаимодействия? Вместо того чтобы допрашивать и критиковать, вы можете:
- Описать проблему.
- Дать информацию.
- Предложить выбор.
- Показать свое отношение словом или жестом.
- Описать свои чувства.
- Написать записку.
- Превратить все в игру (использовать другой голос или акцент).
- Вы всегда можете повторить свое замечание. Если ребенок и тогда не отреагирует, дайте ему дополнительную информацию: «Кто-нибудь может споткнуться». Некоторым детям нужно услышать замечание несколько раз.
- Информация должна соответствовать возрасту. Если вы говорите подростку то, что он и так знает, он воспримет ваши слова как оскорбление.
Если вы используете в качестве односложного напоминания глагол («Остановись! Встань! Иди! Сядь!»), то у вас действительно получается приказ. Односложное напоминание наиболее эффективно, если в нем использовано существительное. «Лори... твое место!» Вы не диктовали девочке, что она должна сделать. Вы привлекли ее внимание к проблеме, чтобы она сама могла определить свои действия.
Ваш «выбор» прозвучал скорее как угроза: «Или ты делаешь это для меня, или я поступлю вот так по отношению к тебе». Ребенок чувствует себя загнанным в угол и испытывает враждебность.
Прежде чем предлагать неприятный для ребенка выбор, советуем вам признать справедливость его чувств. Вы могли сказать что-то вроде: «Я понимаю, тяжело сидеть рядом с лучшей подругой и не общаться с ней. Ведь вам так много нужно сказать друг другу». А потом, предлагая выбор, постарайтесь сделать так, чтобы дети и почувствовали – вы на их стороне. «Ну, девочки, что вам больше нравится? Сидеть рядом и держать себя в руках?.. Или сесть за разные парты и не испытывать соблазна? Обсудите это после уроков, а завтра сообщите мне о своем решении».
Попробуйте убедить себя, что слова учеников, скорее всего, не относятся к вам лично. По-видимому, такой ученик либо выплескивает на вас свою накопившуюся враждебность, либо просто повторяет в классе то, что слышал дома. Трудному ученику можно сказать: «Мне есть до этого дело. Мне есть дело до собственных чувств. Мне есть дело до твоих чувств. Надеюсь, что в нашем классе нам всем есть дело до чувств друг друга».
Альтернативы наказанию
Вместо угрозы наказания вы можете:
- Указать способ правильного поведения.
- Высказать свое неодобрение (без личных выпадов).
- Высказать свои ожидания.
- Объяснить, как ребенок может исправить ситуацию.
- Предложить выбор.
- Показать ребенку последствия его поведения.
- А что делать с хулиганом? Такого ребенка нужно остановить и направить его энергию в другое русло. Не нужно еще раз демонстрировать ему, что большой и более сильный человек может угнетать маленьких и слабых. Скорее всего «хулиган» отлично знает это по личному опыту. Если мы хотим учить ребенка доброте, то должны пользоваться добрыми методами. Ребенок, который проявляет жестокость по отношению к другому, нуждается в убеждении, а не в боли. Ему нужно строго сказать: «Мне не нравится то, что я вижу! Никого нельзя доводить до слез — никогда!» ребенок должен узнать ваши ожидания: «Я хочу, чтобы ты стал добрым... И ты можешь стать таким прямо сейчас — сделай …». Уважению к другим людям можно научить только уважительно.
К сожалению, есть дети, которые настолько «замучены», что просто не способны отвечать на уважение и заботу. За учебный день невозможно возместить тот моральный ущерб, который они уже понесли. Лучшее, что могут в такой ситуации сделать учителя, это защитить других учеников и себя от неисправимо трудных детей. Однако в такой ситуации особенно важно проявлять твердость одновременно с уважением, чтобы не наносить трудным детям новую травму. По крайней мере, так всем будет лучше.
Совместное решение проблем
- Выслушайте ребенка, поймите его чувства и потребности. Резюмируйте точку зрения ребенка.
- Выскажите свои чувства и потребности.
- Предложите ребенку провести «мозговой штурм» вместе с вами. Запишите все идеи, не оценивая их. Вместе решите, какие идеи вам нравятся, какие не нравятся и как воплотить принятый план в жизнь.
Нужно ли записывать идеи ребенка по решению проблемы? Может быть, достаточно просто все обсудить? Иногда этого вполне достаточно. Но не стоит недооценивать степень гордости и удовольствия, испытываемых ребенком, когда он видит, что взрослый воспринимает его идеи серьезно. Если вы записываете его слова, он получает визуальное подтверждение ценности своих идей. Тем самым вы пробуждаете и стимулируете в нем творческое начало.
Советуем вам делать паузу после начала «мозгового штурма». Пусть несколько первых идей выскажет ребенок, а не вы. Ваше молчание – это приглашение, знак уважения, способ показать, что любые предложения очень серьезны и требуют обдумывания. Когда взрослый предлагает решения слишком быстро – пусть даже они «превосходны», – ребенок часто теряет интерес к процессу и не выдвигает собственных предложений.
Как освободить детей от навязанных ролей? Ищите возможность сделать так, чтобы ребенок увидел себя в новом свете. Ставьте детей в такие ситуации, в которых они могли бы увидеть себя в новом свете. Дети должны слышать от вас позитивные отзывы о них самих. Моделируйте желательное для себя поведение. Напоминайте детям об их прошлых достижениях. Высказывайте свои чувства и/ или ожидания.
Дети обычно стремятся превзойти или обмануть ожидания взрослых. Если вы воспринимаете их как «трудных», нуждающихся в исправлении и воспитании, они обеспечат вам солидный фронт работ. Если же вы будете искать в них хорошее, то они будут стремиться укрепить вашу веру в них.
Когда мы, взрослые, молча миримся с ней и позволяем детям причинять вред друг другу, мы тем самым санкционируем своеобразную форму насилия, которая может окрасить все отношения между детьми. Мы должны воспринимать детей не такими, каковы они есть, а такими, какими надеемся их сделать.