На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

Архив сайта - -

Дать ребенку почувствовать себя, или чему может научить свободное движение

Рекомендации для педагогов

«Дать ребенку почувствовать себя, или чему может научить свободное движение»

(из опыта работы Сергея Реутского, учителя физкультуры)

 

У каждого ребенка, считающегося «трудным», свои особенности, свои причины плохой успеваемости и сложности с дисциплиной. Но в каждом из этих случаев мы можем говорить о разбалансированности эмоций, восприятия, самоконтроля. Ребенок просто не может сосредоточиться, сдержать раздражение или спрогнозировать последствия своих действий.

Зачастую с помощью прямых дисциплинарных воздействий, традиционных методических приемов мы лишь усугубляем проблему.

Но как восстановить этот внутренний баланс? Может быть, выбрать кардинально иную стратегию: не наращивать внешний контроль и управление, а развивать у ребенка способности делать это самостоятельно? Чтобы баланс мог восстанавливать и удерживать он сам?

Сергей Реутский предлагает через сферу физического движения наладить решение внутренних психологических проблем. На занятиях по физкультуре он отдает предпочтение творческому поиску каждым ребенком, а значит, ответственности за принятый им выбор. Это определенный опыт самообразования. Нельзя научить ответственности и творчеству без свободы.

Занятия по физической культуре могут стать тем пространством, где в игре складываются представления о честности, бережном отношении к другим; где ребенок получает опыт переживания обиды и страха; где он понимает, почему необходимы правила, и учится определять степень риска.

Кроме того, освоение даже самого ближайшего к школе пространства дает массу возможностей для игры, фантазии, перевоплощения, развития образного мышления. Если физкультура «про другое», то забор, гаражи, деревья и окрестные дома превратятся в сказочные декорации и спортивные снаряды. И в естественной для ребенка сфере игры будут решаться чисто педагогические задачи.

Вопрос безопасности педагог рассматривает как вопрос об ограничениях, внутренних рамках. Если ты не нарушаешь законы Вселенной, то ты в безопасности.

Внутренние рамки – внутренняя свобода – это и есть настоящая безопасность! На занятиях педагог работает с рамками. Педагог становится внешней рамкой детей, более гибкой или более жесткой. В идеале – чтобы внешних рамок не было, остались только внутренние. А малыши, если взрослые не успели погасить их интуицию, своими внутренними рамками прекрасно чувствуют безопасность и опасность.

Дети хотят понять, чем же они ограничены в этом мире. А ведь это понимание состав-ляет одну из глубинных сущностей образования.

Если есть внутренний закон у человека, он в безопасности, с ним ничего дурного внезапно не должно случиться. Если же нарушена внутренняя гармония то, как следствие появляется дисгармония внешняя. Почему постоянно кто-то дерется, взрывается? А кто-то не взрывается, не дерется. Кто-то рассчитывает свои силы: спрыгнет он с этого забора или нет.

В этом-то и задача: у детей в этом потребность – определиться с внешними границами этого мира и выстроить внутренние свои границы. А педагог в этом должен помочь детям.

Психологические аспекты безопасности. Жизнь – развитие, развитие – новизна, новизна – неизведанное, не изведанное – риск, риск – опасность. Безопасность – стабильность, стабильность – неизменность, неизменность – отсутствие новизны, отсутствие новизны  – отсутствие развития, отсутствие развития  – застой, застой – остановка, смерть.

За безопасность детей на занятиях отвечает педагог. Это правильно, но если мы приучаем ребенка из года в год, что кто-то другой отвечает за его безопасность и регламентирует

его деятельность, берет на себя ответственность – то ребенок, весьма вероятно, вырастет безответственным, безынициативным, неосторожным. Попав в неожиданную ситуацию или получив большую свободу, он может легко стать жертвой обстоятельств. В такой охранительной практике могут корениться некоторые проблемы нашего общества. Сначала мы чрезмерно оберегаем и ограничиваем детей, а затем удивляемся, почему среди них так мало смелых, инициативных и ответственных.

Педагогический процесс воспитания чувства ответственности должен включать постепенный переход в пространстве и во времени от внешних ограничений, устанавливаемых педагогами, к внутренним, устанавливаемым самим ребенком

Как же совместить безопасность и свободу? Лучшая гарантия безопасности – это способность человека контролировать свои эмоции, движения, мысли, внешние обстоятельства (понимать ситуацию, предвидеть последствия, менять стратегию поведения). Педагогический процесс воспитания чувства ответственности должен включать постепенный переход в пространстве и во времени от внешних ограничений, устанавливаемых педагогами, к внутренним, устанавливаемым самим ребенком.

Безопасность возможна при соблюдении трех правил.

Правило 1. Спокойствие и уравновешенность – самое главное правило безопасности. Надо обязательно научить ребенка приходить в уравновешенное состояние. Неуравновешенность видна через громкие звуки, резкие движения, быстрые перемещения...

Правило 2. Умение просить о помощи. Пространство зала непривычное, и человек может попасть в ситуацию, которую не сможет разрешить (например, висит на руках, сил не остается, а ногу некуда поставить). Поэтому ребенок должен быть способным позвать на помощь. Оказывается, это сложное умение; как ни странно, мало кто из детей им владеет (да и взрослых тоже).

Правило 3. Думать о других. Важна привычка думать о своей безопасности на фоне безопасности окружающих и сохранять по ходу дела доброжелательность ко всем. Как научить? Тут помогают упражнения на встречное движение, «на дружбу»...

Важный педагогический прием - проверка на старте

Перед занятиями в начале учебного года проверить, насколько в данной группе детей сформированы общие учебные навыки. Если у ребенка отсутствуют таковые, то для него небезопасна любая учебная ситуация! Попробуем эти навыки перечислить:

1. Слышать и видеть педагога (соединенность со взрослым). Это легко выяснить на упражнениях «хлопы-топы-шлепы»; на выполнении простых тестов (например: «пройти 3 шага и подпрыгнуть»).

2. Адекватно воспринимать эмоциональное обращение к себе (строгий голос, шутка...).

3. Быть открытым для общения и обучения.

4. Уметь перевести услышанное задание в действие.

5. Вера в то, что если упорно и старательно что-то делать – обязательно получится.

6. Умение соотнести заданное с результатом.

7. Запоминать информацию (зрительную, словесную) в разных эмоциональных состояниях.

Всегда в трудном месте есть возможность выбора: хочешь – иди по трудной дороге, хочешь – по легкой, а хочешь – по средней.

Играя с выбором (индивидуальным и групповым), можно научиться выбирать путь по силам, ощутить свои способности и способности товарищей и, быть может, самое главное – делиться тем, что у тебя в избытке (силой, добротой, умом, уверенностью) и принимать от других то, что в недостатке. Хочешь быть успешным  – выбирай дорогу попроще. Хочешь попробовать себя на пределе – выбирай самый трудный путь.

Выбор заложен в такой привлекательной для детей форме как форма игровых путешествий (путешествие из лазалок и препятствий). Она давно известна и описана. Тут есть некая тайна, большой педагогический секрет. Никогда наперед не знаешь, получится или нет. Тут есть нечто от тебя не зависящее.

«Путешествие» – это на самом деле множество двигательных задачек, которые никто за тебя не решит. Задачки создают ситуацию неопределенности и риска, некой интриги.

«Путешествие» – это последовательное преодоление разных препятствий.

Место проведения – либо специально оборудованный зал с физкультурным  комплексом, либо гимнастический зал, где гимнастические снаряды и тренажеры соединяются гимнастическими лавочками, досками, веревками. А может быть и улица, уличные физкультурные комплексы, заборы... В препятствия может превращаться мебель.

Как? Хотя бы так – даем задание: «Втроем, с закрытыми глазами, взявшись за руки, через стулья и табуретки, над и под ними – вперед...»

Правила в «путешествии» постоянные:

1. В трудном месте у педагога можно попросить помощи (поддержка, страховка).

2. Если забыл дорогу – спрашивать только у товарищей.

3. Детям задается дистанция: когда в «путешествие» уходит следующий.

4. Если заблудился или встал на пол, возвращаешься в начало пути.

5. Длина и замысловатость пути постепенно увеличиваются.

Типы заданий – как можно путешествовать:

а) любым способом добраться из точки А в точку В;

б) возможно большим количеством способов добраться из точки А в точку В;

в) строго определенным путем добраться из точки А в точку В;

г) можно идти по начерченной схеме;

д) можно пройденный путь начертить на схеме;

е) запомнить и пройти путь товарища;

ж) и т.д.

Какие задачи способно решить «путешествие»? «Путешествие» решает много за-дач, и каждый раз разные... напри-мер, на баланс, на равновесие, на понимание того, каким способом пройти трудное место – препятствие. Часто задача возникает от сложившейся ситуации в группе: когда нужно поработать на поддержку друг друга, на умение сотрудничать, на умение договариваться об очередности.

Задания на развитие памяти, запоминание маршрута и на понимание задания присутствуют практически всегда. Обычно задается сложный и длинный маршрут (можно показывать, можно не показывать). Дети запоминают и проходят по этому пути.

«Если забудете, спрашивайте у тех, кто помнит», – говорим мы ребятам, подталкивая их к сотрудничеству. У детей память по-другому устроена: для них такое задание – реальная жизнь, наполненная своими смыслами. Им легче войти в эту сказку-историю, одушевить ее, нежели нам, взрослым.

В «путешествиях» всегда должна быть ситуация выбора.

Традиционное обучение  – это движение от простого к сложному. Степень усложнения можно представить в виде ступенек большей или меньшей трудности. Вот здесь и появляется выбор. Ребенок может выбирать себе по силам «ступеньки» крутые и не очень. Может на каждую ступеньку наступать, потихоньку идти, а может через две-три перескакивать. Главное – рассчитать силы. Тогда ребенок будет успешен, но и без усилия не обойдется. Поэтому изначальная установка занятий – посильные усилия каждому.

Самый простой выбор заключается в способе передвижения для каждого конкретного ребенка. Например, можно пройти по наклонной плоскости по-разному: проползти на животе, проползти на спине, пройти на ногах, на коленках, пройти, повернувшись спиной, передвигаться своим новым способом... И дети волей-неволей учатся этому друг у друга, соревнуются в придумывании новых способов.

Ребенок может решить для себя, какую дорогу он выберет – более простую или более сложную. Но одновременно включаются «механизмы», позволяющие детям не зацикливаться на своем выборе. «Путешествия» предлагают и выбор более серьезный – нравственный, когда требуется помочь товарищам, когда сильный (ощущающий себя таким) рискует собой, чтобы слабого пропустить... В «путешествиях» то и дело возникает работа на взаимодействие, гармонию в коллективе. Дети постоянно оказываются в ситуациях, подталкивающих их к тому, чтобы оказать помощь товарищам. Тогда они учатся давать верные советы, учатся слышать друг друга.

Внешне взрослые в основном страхуют и направляют общее течение занятия. Зато в такой ситуации очень хорошо включаются размышления педагога о ценностях, которыми он руководствуется в жизни. Легко сказать, что демонстрируют дети и о том, какими бы нам хотелось их видеть. Но в том-то и красота «путешествий», что педагогу не

надо говорить об этом конкретно – он просто задает задачу на это.

В двигательных же задачках все трудности и проблемы становятся видимыми не только для опытного педагога, но и для самого ребенка. Не напрягаться – не получается. На физкультурном комплексе под потолком или прошел, или нет. Никаких потом. Надо собрать силы в кулак и преодолеть. За движением не спрячешься. Каким ты предстанешь в нем, таков ты и есть.

Опубликовано: 11.11.2013
Перейти в архив

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"