Архив сайта - -
Дать ребенку почувствовать себя, или чему может научить свободное движение
Рекомендации для педагогов
«Дать ребенку почувствовать себя, или чему может научить свободное движение»
(из опыта работы Сергея Реутского, учителя физкультуры)
У каждого ребенка, считающегося «трудным», свои особенности, свои причины плохой успеваемости и сложности с дисциплиной. Но в каждом из этих случаев мы можем говорить о разбалансированности эмоций, восприятия, самоконтроля. Ребенок просто не может сосредоточиться, сдержать раздражение или спрогнозировать последствия своих действий.
Зачастую с помощью прямых дисциплинарных воздействий, традиционных методических приемов мы лишь усугубляем проблему.
Но как восстановить этот внутренний баланс? Может быть, выбрать кардинально иную стратегию: не наращивать внешний контроль и управление, а развивать у ребенка способности делать это самостоятельно? Чтобы баланс мог восстанавливать и удерживать он сам?
Сергей Реутский предлагает через сферу физического движения наладить решение внутренних психологических проблем. На занятиях по физкультуре он отдает предпочтение творческому поиску каждым ребенком, а значит, ответственности за принятый им выбор. Это определенный опыт самообразования. Нельзя научить ответственности и творчеству без свободы.
Занятия по физической культуре могут стать тем пространством, где в игре складываются представления о честности, бережном отношении к другим; где ребенок получает опыт переживания обиды и страха; где он понимает, почему необходимы правила, и учится определять степень риска.
Кроме того, освоение даже самого ближайшего к школе пространства дает массу возможностей для игры, фантазии, перевоплощения, развития образного мышления. Если физкультура «про другое», то забор, гаражи, деревья и окрестные дома превратятся в сказочные декорации и спортивные снаряды. И в естественной для ребенка сфере игры будут решаться чисто педагогические задачи.
Вопрос безопасности педагог рассматривает как вопрос об ограничениях, внутренних рамках. Если ты не нарушаешь законы Вселенной, то ты в безопасности.
Внутренние рамки – внутренняя свобода – это и есть настоящая безопасность! На занятиях педагог работает с рамками. Педагог становится внешней рамкой детей, более гибкой или более жесткой. В идеале – чтобы внешних рамок не было, остались только внутренние. А малыши, если взрослые не успели погасить их интуицию, своими внутренними рамками прекрасно чувствуют безопасность и опасность.
Дети хотят понять, чем же они ограничены в этом мире. А ведь это понимание состав-ляет одну из глубинных сущностей образования.
Если есть внутренний закон у человека, он в безопасности, с ним ничего дурного внезапно не должно случиться. Если же нарушена внутренняя гармония то, как следствие появляется дисгармония внешняя. Почему постоянно кто-то дерется, взрывается? А кто-то не взрывается, не дерется. Кто-то рассчитывает свои силы: спрыгнет он с этого забора или нет.
В этом-то и задача: у детей в этом потребность – определиться с внешними границами этого мира и выстроить внутренние свои границы. А педагог в этом должен помочь детям.
Психологические аспекты безопасности. Жизнь – развитие, развитие – новизна, новизна – неизведанное, не изведанное – риск, риск – опасность. Безопасность – стабильность, стабильность – неизменность, неизменность – отсутствие новизны, отсутствие новизны – отсутствие развития, отсутствие развития – застой, застой – остановка, смерть.
За безопасность детей на занятиях отвечает педагог. Это правильно, но если мы приучаем ребенка из года в год, что кто-то другой отвечает за его безопасность и регламентирует
его деятельность, берет на себя ответственность – то ребенок, весьма вероятно, вырастет безответственным, безынициативным, неосторожным. Попав в неожиданную ситуацию или получив большую свободу, он может легко стать жертвой обстоятельств. В такой охранительной практике могут корениться некоторые проблемы нашего общества. Сначала мы чрезмерно оберегаем и ограничиваем детей, а затем удивляемся, почему среди них так мало смелых, инициативных и ответственных.
Педагогический процесс воспитания чувства ответственности должен включать постепенный переход в пространстве и во времени от внешних ограничений, устанавливаемых педагогами, к внутренним, устанавливаемым самим ребенком
Как же совместить безопасность и свободу? Лучшая гарантия безопасности – это способность человека контролировать свои эмоции, движения, мысли, внешние обстоятельства (понимать ситуацию, предвидеть последствия, менять стратегию поведения). Педагогический процесс воспитания чувства ответственности должен включать постепенный переход в пространстве и во времени от внешних ограничений, устанавливаемых педагогами, к внутренним, устанавливаемым самим ребенком.
Безопасность возможна при соблюдении трех правил.
Правило 1. Спокойствие и уравновешенность – самое главное правило безопасности. Надо обязательно научить ребенка приходить в уравновешенное состояние. Неуравновешенность видна через громкие звуки, резкие движения, быстрые перемещения...
Правило 2. Умение просить о помощи. Пространство зала непривычное, и человек может попасть в ситуацию, которую не сможет разрешить (например, висит на руках, сил не остается, а ногу некуда поставить). Поэтому ребенок должен быть способным позвать на помощь. Оказывается, это сложное умение; как ни странно, мало кто из детей им владеет (да и взрослых тоже).
Правило 3. Думать о других. Важна привычка думать о своей безопасности на фоне безопасности окружающих и сохранять по ходу дела доброжелательность ко всем. Как научить? Тут помогают упражнения на встречное движение, «на дружбу»...
Важный педагогический прием - проверка на старте
Перед занятиями в начале учебного года проверить, насколько в данной группе детей сформированы общие учебные навыки. Если у ребенка отсутствуют таковые, то для него небезопасна любая учебная ситуация! Попробуем эти навыки перечислить:
1. Слышать и видеть педагога (соединенность со взрослым). Это легко выяснить на упражнениях «хлопы-топы-шлепы»; на выполнении простых тестов (например: «пройти 3 шага и подпрыгнуть»).
2. Адекватно воспринимать эмоциональное обращение к себе (строгий голос, шутка...).
3. Быть открытым для общения и обучения.
4. Уметь перевести услышанное задание в действие.
5. Вера в то, что если упорно и старательно что-то делать – обязательно получится.
6. Умение соотнести заданное с результатом.
7. Запоминать информацию (зрительную, словесную) в разных эмоциональных состояниях.
Всегда в трудном месте есть возможность выбора: хочешь – иди по трудной дороге, хочешь – по легкой, а хочешь – по средней.
Играя с выбором (индивидуальным и групповым), можно научиться выбирать путь по силам, ощутить свои способности и способности товарищей и, быть может, самое главное – делиться тем, что у тебя в избытке (силой, добротой, умом, уверенностью) и принимать от других то, что в недостатке. Хочешь быть успешным – выбирай дорогу попроще. Хочешь попробовать себя на пределе – выбирай самый трудный путь.
Выбор заложен в такой привлекательной для детей форме как форма игровых путешествий (путешествие из лазалок и препятствий). Она давно известна и описана. Тут есть некая тайна, большой педагогический секрет. Никогда наперед не знаешь, получится или нет. Тут есть нечто от тебя не зависящее.
«Путешествие» – это на самом деле множество двигательных задачек, которые никто за тебя не решит. Задачки создают ситуацию неопределенности и риска, некой интриги.
«Путешествие» – это последовательное преодоление разных препятствий.
Место проведения – либо специально оборудованный зал с физкультурным комплексом, либо гимнастический зал, где гимнастические снаряды и тренажеры соединяются гимнастическими лавочками, досками, веревками. А может быть и улица, уличные физкультурные комплексы, заборы... В препятствия может превращаться мебель.
Как? Хотя бы так – даем задание: «Втроем, с закрытыми глазами, взявшись за руки, через стулья и табуретки, над и под ними – вперед...»
Правила в «путешествии» постоянные:
1. В трудном месте у педагога можно попросить помощи (поддержка, страховка).
2. Если забыл дорогу – спрашивать только у товарищей.
3. Детям задается дистанция: когда в «путешествие» уходит следующий.
4. Если заблудился или встал на пол, возвращаешься в начало пути.
5. Длина и замысловатость пути постепенно увеличиваются.
Типы заданий – как можно путешествовать:
а) любым способом добраться из точки А в точку В;
б) возможно большим количеством способов добраться из точки А в точку В;
в) строго определенным путем добраться из точки А в точку В;
г) можно идти по начерченной схеме;
д) можно пройденный путь начертить на схеме;
е) запомнить и пройти путь товарища;
ж) и т.д.
Какие задачи способно решить «путешествие»? «Путешествие» решает много за-дач, и каждый раз разные... напри-мер, на баланс, на равновесие, на понимание того, каким способом пройти трудное место – препятствие. Часто задача возникает от сложившейся ситуации в группе: когда нужно поработать на поддержку друг друга, на умение сотрудничать, на умение договариваться об очередности.
Задания на развитие памяти, запоминание маршрута и на понимание задания присутствуют практически всегда. Обычно задается сложный и длинный маршрут (можно показывать, можно не показывать). Дети запоминают и проходят по этому пути.
«Если забудете, спрашивайте у тех, кто помнит», – говорим мы ребятам, подталкивая их к сотрудничеству. У детей память по-другому устроена: для них такое задание – реальная жизнь, наполненная своими смыслами. Им легче войти в эту сказку-историю, одушевить ее, нежели нам, взрослым.
В «путешествиях» всегда должна быть ситуация выбора.
Традиционное обучение – это движение от простого к сложному. Степень усложнения можно представить в виде ступенек большей или меньшей трудности. Вот здесь и появляется выбор. Ребенок может выбирать себе по силам «ступеньки» крутые и не очень. Может на каждую ступеньку наступать, потихоньку идти, а может через две-три перескакивать. Главное – рассчитать силы. Тогда ребенок будет успешен, но и без усилия не обойдется. Поэтому изначальная установка занятий – посильные усилия каждому.
Самый простой выбор заключается в способе передвижения для каждого конкретного ребенка. Например, можно пройти по наклонной плоскости по-разному: проползти на животе, проползти на спине, пройти на ногах, на коленках, пройти, повернувшись спиной, передвигаться своим новым способом... И дети волей-неволей учатся этому друг у друга, соревнуются в придумывании новых способов.
Ребенок может решить для себя, какую дорогу он выберет – более простую или более сложную. Но одновременно включаются «механизмы», позволяющие детям не зацикливаться на своем выборе. «Путешествия» предлагают и выбор более серьезный – нравственный, когда требуется помочь товарищам, когда сильный (ощущающий себя таким) рискует собой, чтобы слабого пропустить... В «путешествиях» то и дело возникает работа на взаимодействие, гармонию в коллективе. Дети постоянно оказываются в ситуациях, подталкивающих их к тому, чтобы оказать помощь товарищам. Тогда они учатся давать верные советы, учатся слышать друг друга.
Внешне взрослые в основном страхуют и направляют общее течение занятия. Зато в такой ситуации очень хорошо включаются размышления педагога о ценностях, которыми он руководствуется в жизни. Легко сказать, что демонстрируют дети и о том, какими бы нам хотелось их видеть. Но в том-то и красота «путешествий», что педагогу не
надо говорить об этом конкретно – он просто задает задачу на это.
В двигательных же задачках все трудности и проблемы становятся видимыми не только для опытного педагога, но и для самого ребенка. Не напрягаться – не получается. На физкультурном комплексе под потолком или прошел, или нет. Никаких потом. Надо собрать силы в кулак и преодолеть. За движением не спрячешься. Каким ты предстанешь в нем, таков ты и есть.