На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

| |

Домашнее сочинение пишем вместе, но не вместо

Рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей)

«Домашнее сочинение пишем вместе, но не вместо»

 

Приказ МАОУ ДО ЦДТ от 25.07.2019 № 242

 

Подготовила по материалам

научно-методических журналов

Копылова Е.В., заместитель директора

по научно-методической работе

 

Бывает в семье ситуация: написать сочинение и как подступиться к делу – не знают и ребёнок и родители. Семья в панике - с упражнениями и примерами из учебников еще можно справиться. Скачивают в Интернете что-нибудь по теме, набрасывают план или черновичок. Хочется помочь ребенку научиться справляться с таким заданием. Ему придётся делать это много раз, в том числе и на экзаменах.

           

1 шаг «Разминка»

Сначала просто обсудите предстоящее занятие и тему сочинения, даже если она суперкороткая, и не обязательно за письменным столом. За чаем, на прогулке, на диване, с яблоками в руках.

Подробно обсудим. Это про что? Какие у нас есть ассоциации, воспоминания, идеи, связанные с заголовком?

Бывают темы «про все на свете». Или почти. «Зима», «Как я провел каникулы». Тут пиши, что в голову придёт. Можно и присочинить, пофантазировать. И на признанные авторитеты опереться: вспомнить хорошие картины, стихи, фильмы.

Бывают темы очень конкретные: «Поездка в музей». Придется вспомнить подробности, собрать информацию (Интернет, энциклопедии - вам в помощь), особенно если во время поездки больше общался с друзьями, чем слушал экскурсовода.

Если сочинение задали по книге, стоит обсудить ее содержание, поделиться впечатлениями от прочитанного.

Будем честны. Бывает, увы, книга не прочитана, ни ребенком, ни его родителями. И лучше признаться в этом друг другу откровенно, прямо сейчас. Никаких скандалов и упреков. Нет времени! Ищем выход из создавшегося положения. Вспоминаем все, что говорили про книгу на уроке. Заодно всплывут проблемы, ключевые эпизоды.

Краткие (и довольно осмысленные) пересказы классических произведений вы найдете на сайте http://briefly.ru/.

С менее известными книжками – сложнее. Идеальный вариант - начитанный знакомый (бабушка, соседка, одноклассник, старшая сестра), который за несколько минут познакомит вас с сюжетом, добавив попутно личные оценки, эмоции. Их не обязательно считать объективными, но полезно учесть. Для полноты впечатления потратьте несколько минут на чтение (вслух или каждый про себя) парочки отрывков из книги. Чтобы почувствовать стиль автора, проникнуться атмосферой. Особенно это полезно, если нужно писать о каком-то литературном герое – тут никак не обойтись без чтения (перечитывания) самых важных эпизодов с его участием.

Кстати, после такого судорожного и поверхностного знакомства с обрывками вполне может возникнуть желание прочитать все целиком. Недосказанности, противоречия - удачная провокация самостоятельного исследования объекта.

 

2 шаг «Мозговой штурм»

После восстановления в памяти фактов, информации по теме сочинения, пора формулировать главное - мысль!

Не про что - а зачем мы собираемся писать десятки строчек. Что хотим доказать? В чем убедить читателя (в данном случае - педагога)?

Мысль может быть незатейливой: зима - отличное время для прогулок; каникулы - синоним счастливой и насыщенной жизни.

Мысль может быть спорной: знаменитое пушкинское «Мороз и солнце!» — стихотворение тревожное, про то, как быстро заканчивается счастье.

Мысль может быть заимствована из учебника: «В рассказе В. Астафьева «Васюткино озеро» показано, как важно человеку учиться у природы, а не переделывать ее, как захочется».

Важно, чтобы мысль была сформулирована и торжественно записана на отдельном листочке, который во время всей работы над текстом будет висеть (лежать) перед глазами. И каждое наше предложение, каждый абзац должны так или иначе подтверждать ключевую идею.

Возможно, придется отказаться от упоминания каких-то подробностей, которые не вписываются в рамки замысла. Целостность и стройность важнее!

Сформулированная и записанная главная мысль - это часто та самая первая фраза, которую так трудно придумать. А тут - вот она.

Она же - финал сочинения. Вывод. Лучше, конечно, другими словами, но - про то же самое.

 

3 шаг «Почеркушки»

Несмотря на предстартовую готовность, не торопимся приступать к написанию текста. После всех разговоров ребёнок берёт лист бумаги, карандаш и самостоятельно записывает всё, что считает важным, что крутится у него в голове (пока не забылось): ключевые слова, короткие фразы, идеи, подробности.

Пусть пишет, как хочет: в строчку или в столбик, наискосок или по кругу. Что-то захочется обвести рамочкой (овал, треугольник, кошачья рожица), подчеркнуть (цветные карандаши тут очень пригодятся). Между словами могут появится стрелочки, скобочки, определяющие логическую связь.

По-умному все это называется ментальной картой. Попроще - наброски, облака мыслей. Они необходимы, чтобы, углубившись в первые предложения, не потерять представления о целом.

Когда ментальная карта нарисована, рассмотрите ее вместе с автором. Обсудите, почему так или иначе проведены стрелочки, какие слова важнее, а какие менее значимы.

Листочек остается перед глазами до самого конца работы. На нем последовательно вычеркивается всё, что уже вошло в текст. На него записываются вдруг пришедшие в голову идеи (пригодится позже). С его помощью легко проверить, не забыл ли написать про что-то важное.

Особенно если вдруг дело застопорилось в середине первой страницы: я не знаю, про что дальше писать. А вот и знаешь: сколько всего на листочке осталось.

Конечно, ребенок не обязан во что бы то ни стало использовать все свои идеи. От чего-то захочется отказаться, потому что «не подходит» или «не очень важно». Даже просто «устал» - довод. Лишь бы в текст попало несколько аргументов в пользу главной мысли.

Листочек с почеркушками - неплохая замена плану, который обычно требуют от ученика и который многие категорически не могут составить наперед. Помните, даже гений «…сквозь магический кристалл … даль свободного романа еще неясно различал».

Чтобы начинающий автор тоже чувствовал себя свободно, пусть без всякого плана (но с почеркушками!) сначала напишет черновик, а потом постарается разбить текст на части (три-четыре хотя бы).

Каждую часть нужно переписывать на чистовик (в тетрадь) с красной строки. Умение выделять абзацы в тексте очень пригодится потом на экзаменах.

Если каждому абзацу придумать заголовок, как раз и получится план. Напишем его в начале чистовика. И не важно, когда мы его составили.

На первых порах придется помочь с формулировками отдельных пунктов.

 

4 шаг «Черновик»

Когда ребенок написал черновик сочинения - он сделал все самое важное. Он молодец! Хвалим, целуем, устраиваем шоколадную паузу.

Только после этого есть смысл сесть вместе почитать шедевр.

Обязательно находим пару фраз - замечательных, точных, умных, интересных. Учатся не только на ошибках, но и на удачах.

Постараемся общими усилиями переформулировать корявые предложения, вписать пропущенные логические звенья. Автору и так все понятно, а вот читатель в недоумении: с кем это наш герой играет в хоккей, если в предыдущем абзаце в одиночестве катался с горки. Ах, друзья вышли погулять? А где об этом написано?

Попутно карандашиком поправим ошибки. Трудно сразу и о содержании думать, и о всяких правилах. Это умение придет со временем, с опытом.

Впрочем, даже на первых порах не вредно парочку трудных слов проверить по словарю. Ведь и родители не всё знают наизусть.

 

Шаг 5 «Чистовик»

Перед переписыванием сочинения на чистовик, ребенку необходим основательный отдых. Иначе его «замыленный» глаз просто не увидит, сколько ошибок сделала уставшая рука, сколько строчек пропустила.

Если время поджимает, стоит уложить спать сочинителя, чтобы утром он встал на полчасика пораньше и на свежую голову переписал свое произведение. Дело пойдет быстрее, и качество будет на высоте.

Наконец - сочинение сдано. Вся семья им гордится и за него переживает. Только не нужно каждый день спрашивать ребёнка, что ему поставили за ту работу («Помнишь? Ну еще бы!»), что сказала учительница. У бедного, замученного тетрадями и отчетами педагога даже по закону есть 10 дней на проверку. А уж в реальности, особенно если в школу прислали какие-нибудь диагностические (срезовые) работы, то … Словом, не подогревайте нетерпение.

Будут новости - вы первыми узнаете. Кстати, когда узнаете — постарайтесь не просто порадоваться за ребенка (если оценка хорошая) или поддержать его (если оценка так себе). Постарайтесь вместе разобраться, что читателям (учителю, одноклассникам, если в классе принято читать работы друг друга) понравилось, а что - нет. Не обязательно соглашаться с чужим мнением, но его нужно учитывать, особенно когда круг читателей довольно постоянен и от одного из них многое зависит

Последнее обновление: 21.01.2020

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Д в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"