На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

| |

Про молодцов и умниц: эффективная похвала

Методические рекомендации для педагогов и родителей

«Про молодцов и умниц: эффективная похвала»

 

«Похвалу, как и пенициллин, нельзя раздавать бездумно.

Существуют правила и меры предосторожности,

которые регулируют назначение мощных лекарств.

Эти правила касаются времени и дозы,

а также возможных аллергических реакций.

Такие же предписания существуют

 относительно эмоциональных лекарств».

Хайм Джайнотт

 

Похвала связана с двумя психологическими феноменами - самооценкой и мотивацией.

Прежде всего, важно, чтобы самооценка была положительной, то есть ребенку необходимо чувствовать себя хорошим и успешным. Очень часто нам кажется, что для мотивации необходимо указывать ребенку на его недостатки, чтобы он стремился их исправлять. Но подобная тактика часто приводит к прямо противоположному результату: у ребенка вообще пропадает мотивация. И, правда: зачем что-то делать, если я все равно ни на что не гожусь?

Также следует знать, что болезненно завышенная самооценка, стремление во всем быть первым и лучшим тоже становится для ребенка психологической проблемой.

Необходимо, чтобы самооценка была устойчивой, не зависящей от успешности конкретного действия. При устойчивой самооценке ребенок чувствует себя хорошим, даже если у него что-то не получается.

Все мы можем вспомнить детей, порой вполне способных, которые очень болезненно воспринимают любую неудачу. В основе такого поведения, как правило, не столько низкая самооценка, сколько именно неустойчивая: если я не справляюсь, значит, я плохой.

Получается, самый оптимальный вариант – это положительная и устойчивая самооценка. Такая самооценка называется адекватной самооценкой.

Какие же факторы оказывают влияние на формирование именно такой - положительной и устойчивой самооценки?

1 фактор. Огромное влияние на самооценку оказывает успешность деятельности, у ребенка большая зависимость от учебной деятельности. Причем для позитивной самооценки совершенно необязательно все время успевать на отлично!

2 фактор. Самооценка не приобретается и не дается ребенку. Она развивается посредством ощущения способности и уверенности, которые возникают в результате решения задач, преодоления сложностей и наличия возможностей учиться на собственных ошибках.

Значит, у ребенка должен быть свой опыт, свои сложности и ошибки.

3 фактор. Устойчивая самооценка всегда опирается на способность оценить результаты своего труда самостоятельно. Если ребенок смотрит только на оценку родителя и учителя, ни о какой устойчивости самооценки речи быть не может. Внешняя отметка, будь то «пятерка» в школе или сказанное взрослым «молодец!», не дает ребенку главного – понимания того, что же в его работе хорошо, а значит - поддерживает в нем зависимость от оценки. Если же ребенок владеет критериями для анализа своей работы, может сам ее оценить, ему гораздо проще справиться с любыми неудачами.

 

Похвалы бывают разные, соответственно и приносят они разный  эффект.

Выделяют два вида похвалы: оценочную и описательную.

Рассмотрим сначала оценочную похвалу.

Самый яркий пример оценочной похвалы - хорошо знакомый нам «молодец!». Излишнее количество оценочной похвалы может вызывать тревогу: что если я не смогу соответствовать всем этим прекрасным качествам?

Дети чувствуют себя очень некомфортно, когда их оценивают посредством оценочной похвалы. Они отталкивают ее. Иногда они преднамеренно ведут себя плохо, чтобы доказать, что вы ошибаетесь».

Оценочная похвала формирует у ребенка зависимость от реакции взрослого. Наиболее болезненно переживают неудачи именно те дети, которых много оценочно хвалят. Такие дети отказываются играть, если нет гарантии выигрыша, расстраиваются, не получая отличной оценки.

То есть оценочная похвала приводит к формированию высокой, но крайне неустойчивой самооценки. У таких детей появляется зависимость, и ребенок нуждается в постоянной «подпитке» похвалой.

 

Конструктивная описательная похвала или похвала, выражающая признательность или благодарность.

Чтобы быть собой, нужно быть свободным от давления оценочной похвалы. Оставим ребенку возможность оценить себя самому, самому сделать выводы.

Главное правило описательной похвалы - описывать без оценки. При использовании описательной похвалы взрослый комментирует усилия ребенка и полученные им результаты.

При этом важно выделить две составляющие комментария:

во-первых, выразить признательность или благодарность за то, что сделано,

во-вторых, избежать упоминания личности и способностей ребенка, освободиться от слов типа «глупый», «неумеха», «плохой», «красивый», «хороший», «молодец».

Описательная похвала очень конкретна и требует от взрослого внимания и наблюдательности к тому, что делает ребенок. Использовать слова, которые описывают события, сообщают то, что я вижу, сообщают то, что чувствую.

Слова, которые оценивают, ограничивают развитие ребенка. Слова, которые описывают, делают его свободным.

То есть именно описательная похвала способствует формированию позитивной и устойчивой самооценки.

Неприятна похвала и ребенку и взрослому, которая подразумевает сравнение с другими и акцент на идеальном результате, когда похвала сочетается с критическими комментариями типа «Ты, конечно, молодец, но…». Такая похвала предполагает, что хорошо только то, что идеально. Отрицательный результат дает похвала только за выдающиеся достижения, - то есть опять же фокусируются на идеале.

Однако для формирования позитивной самооценки важно фокусироваться на улучшении, на продвижении, а не на идеале. Стремление к совершенству - это нереалистическое ожидание, и оно снижает мотивацию у тех, кто чувствует, что должен ему соответствовать. Признание улучшения подбадривает и вдохновляет человека стараться.

 

Похвала и подбадривание или ободрение – это разные отношения к ребенку или взрослому.

Похвала, которая идет от кого-либо – это проявление позиции «сверху». А ободрение предполагает позицию «наравне». Человек, особенно растущий ребенок, нуждается в ободрении, как растение в воде.

Есть критерий различения похвалы и ободрения – это, сказали бы или нет вы нечто подобное своему другу? Если заметен оттенок «свысока», значит, это похвала, а не поддержка.

В отличие от похвалы, подчеркивающей идеальный результат, при ободрении в фокусе изменение, приложенные ребенком, взрослым усилия и динамика, которую мы наблюдаем. Итак, вместо того чтобы сказать: «Какая же ты умничка!» — мы скажем: «Я видела, что ты приложила все возможные усилия!» или же «Прошлый этюд мы учили две недели, а с этим ты справилась за пять дней».

При использовании ободрения мы придерживаемся принципа: настоящее важнее, чем прошлое или будущее. Ободрение предполагает, что мы не вспоминаем прошлого и не строим никаких планов, а просто комментируем то, что сегодня сделал человек. Акцент на настоящем также означает, что мы при этом не даем никаких советов, что и как надо сделать в следующий раз. Например, обсуждая написанную ребенком контрольную работу, достаточно сказать: «Ты действительно постарался, все задачи решены верно и оформлены правильно». И не нужно дополнять это комментариями типа: «В следующий раз еще постарайся без исправлений».

Часто, давая ребенку обратную связь, мы фокусируемся на недостатках: «Если бы ты еще красиво оформил, совсем было бы хорошо». Ободрение предполагает акцент на том, что сделано верно.

Обратимся к притче: «Мы всегда идем туда, куда показывает нос. Если нос указывает на ошибки, именно в эту сторону мы и движемся. Если же в центре нашего внимания то, что дети делают хорошо, если мы выражаем уверенность в их способностях и используем ободрение, то ошибки и недостатки погибают от недостатка питания.

Сделаем вывод: ободрение, как и описательная похвала, лежит в основе позитивной и устойчивой самооценки.

 

Теперь давайте рассмотрим, какая имеется связь между похвалой и мотивацией.

Мотивация может быть внешняя и внутренняя.

Внутренняя мотивация связана с содержанием деятельности, а внешняя, как понятно из названия, - с внешними условиями деятельности. Например, «учусь, потому что учиться интересно» - внутренняя мотивация; «учусь, чтобы не ругали» -  внешняя. Предполагается, что похвала должна поддерживать у детей внутреннюю мотивацию.

Однако результаты психологических исследований не так однозначны: ряд ученых доказывает, что похвала действительно повышает мотивацию, однако другие не менее убедительно утверждают прямо противоположное. Излишняя похвала препятствует развитию самостоятельности. Дети, которых часто хвалят, приучаются выбирать только то, что, как им кажется, понравится их родителям, и избегать остального.

Некоторым родителям это покажется желательным, мы знаем, что такие дети учатся подчиняться, а не творить и всегда следуют знакомому пути к похвале, вместо того чтобы пробовать что-то новое.

Есть факторы, определяющие, будет ли похвала поддерживать мотивацию или, напротив, снижать.

1 фактор - искренность.

Если похвала воспринимается ребенком как честная, ее мотивирующая роль будет велика. Когда похвала слишком общая («Молодец!»), чрезмерная («Ты такой талантливый!»), дети часто ей не доверяют.

Кроме того, неискренняя похвала часто сопровождается противоречивыми проявлениями: скажем, на словах мы восхищаемся ребенком, но ни интонация, ни наша мимика этого не отражают.

2 фактор - чему приписываются причины успеха.

Оказывается, если детей хвалить за способности, то в долгосрочной перспективе такая похвала негативно отражается на мотивации. Сталкиваясь с трудностями в той области, в которой их хвалили, дети болезненно переживают неудачу.

Если детей хвалят за то, что легко удается другим, они могут рассматривать это как показатель, что они мало на что годятся.

Тут работают те же самые принципы: использовать описательную похвалу, чтобы дети

могли самостоятельно прийти к выводам относительно своих способностей.

3 фактор - наличие или отсутствие в похвале контроля.

Похвала может быть просто информативной («Ты все решил правильно»), а может включать контролирующий компонент («Ты все решил правильно, как и следует делать всегда»). Такой контролирующий подтекст лишает ребенка автономии и препятствует мотивации.

4 фактор - есть ли в похвале сравнение ребенка с другими.

Сравнение с другими формирует у ребенка зависимость от мнения других и приводит к тому, что он проявляет меньше настойчивости, сталкиваясь с трудностями.

5 фактор - уровень ожиданий.

Похвала поддерживает внутреннюю мотивацию, если в ней содержатся разумные ожидания взрослого или если она транслирует ребенку информацию о том, какие требования предъявляются к данному конкретному заданию.

Если же заявленный взрослым уровень требований слишком высок, то похвала только снижает мотивацию. Эта тенденция особенно ярко проявляется с родителями или педагогами.

Если мы будем понемногу вводить в нашу повседневную практику приемы описательной похвалы и ободрения, они постепенно станут для нас привычными, и с их помощью мы сможем поддерживать у наших детей устойчивую самооценку и внутреннюю мотивацию.

Последнее обновление: 05.09.2016

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Ц в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"