| |
Рекомендации для родителей (законных представителей) и педагогических работников дополнительного образования детей «И шапку не забудь!»
Гиперопека — это стремление родителей окружать детей избыточным вниманием, принимать за них решения, защищать от всех проблем.
Однако это уместно лишь в младенчестве. Начиная уже с двух-трёхлетнего возраста детям необходимо предоставлять некоторую свободу и с каждым годом расширять её границы.
Зачем? И как поступить, если вам страшно отпустить ребёнка от себя хоть на шаг? Разберёмся вместе.
Причины гиперопеки
- Тревожная мнительность – избыточная фантазия рисует в воображении родителей страшные картины.
- Перфекционизм – стремление родителей воспитать «правильного», послушного ребёнка.
- Потребность в самореализации – компенсация личных и карьерных неудач избыточно активным присутствием в жизни ребёнка.
- Инертность – неумение адаптироваться к изменению ситуации и тому, что ребёнок растёт.
- Недостаток любви и признания – ребёнок становится отдушиной, родители делают всё, чтобы быть с ним рядом.
- Чувство вины – часто встречается в семьях, где родился ребёнок-инвалид.
Виды гиперопеки
- Доминирующая – авторитарный стиль воспитания, исполнение всех распоряженийродителей, строгая система запретов и правил.
- Потворствующая – исполняются все капризы ребёнка, а его желание сделать что-либо самостоятельно пресекаются.
- Демонстрационная – результаты воспитания нужны родителям для общественного статуса. Ребёнка отправляют в специализированную школу, которую он не тянет, в престижный вуз, который ему не нужен.
- Инертная – родители стремятся сохранять зависимость ребёнка и возможность его полного контроля до глубокой старости.
Последствия гиперопеки
- Более позднее развитие ребёнка в сравнении со сверстниками.
- Отсутствие навыков коммуникации и социальной адаптации.
- Комплексы и неуверенность в собственных силах.
- Синдром выученной беспомощности.
- Инфантильность и безынициативность.
- Эгоистичность и неадекватные ожидания от жизни.
- Асоциальное поведение, скандалы, бунт, уход из дома.
- Элементы шизоидного и истероидного типов личности у ребёнка.
- Психологические и психические расстройства у ребёнка.
- Неудачи в личной жизни и отсутствие таковой.
Как прекратить заниматься гиперопекой детей?
- Избегать выражений: «Я лучше знаю, что для тебя лучше».
- Предлагать ребёнку выбор: «Тебе купить банан или яблоко?, Наденешь майку красную или синюю?»
- Уважать желания ребёнка: «Если тебе не нравится варёный лук в супе, то ты можешь его выложить».
- Прекратить делать домашнее задание с ребёнком. Прямо сказать ребёнку, что это его зона личной ответственности. Он сам должен помнить, что на какой день задали, рассчитывать время, чтобы успеть всё сделать.
Комментарии