На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

| |

Памятка 1 - КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Современные дети в совершенстве осваивают компьютер уже в дошкольном возрасте и проводят около экрана значительную часть свободного времени, по несколько часов в день. Часто это делается с разрешения родителей, которые рады, что их ребенок чем-то увлечен. Многим из них так удобнее - он не отвлекает родителей от их занятий.

Информационные технологии стали неотъемлемой частью сегодняшней жизни. Для наших детей это уже обыденная нормальная составляющая жизни. Это сильно упростило как жизнь в целом, так и ее отдельные составляющие. Это существенно расширило возможности, в том числе и обучения.

Однако не все изменения нашей жизни, привнесенные информационными технологиями, носят позитивный характер. Попробуем разобраться с тем, что является нормой увлеченности компьютером, а что уже признаками зависимости:

- Как диагностировать компьютерную зависимость?

- Как ее предупредить?

- И какие меры предпринять, если все же негативные признаки уже есть?

 

Что такое компьютерная зависимость?

Общий термин «компьютерная зависимость» объединяет такие виды зависимости, как:
● сетеголизм (зависимость от Интернета, и в частности от социальных сетей);
● киберрадиация (зависимость от компьютерных игр: ролевых и неролевых).
Обозначим, что такое компьютерная зависимость по сути.
Это специфический вид (внимание!) эмоциональной зависимости, вызванной техническими средствами.

В этом заключается определенная сложность и неоднозначность данного вида зависимости. Эмоциональная зависимость связана с конкретными людьми.
В компьютерной зависимости способом общения с людьми является компьютер. Он становится основным проводником, посредником между человеком и внешним миром, основным источником общения. Компьютер становится главным объектом для псевдообщения.
Поэтому компьютерной зависимости может быть подвержен любой человек, так как для нас, как социальных существ, общение является необходимым условием полноценной жизни. А для подростка общение - один из ведущих видов деятельности, выступающий основным источником развития личности.

Возникают вопросы:

- Разве это плохо, что с помощью компьютера человек получил возможность быстро находить и передавать любую информацию?

- Что появилось больше возможностей для взаимодействия и эмоционального контакта с людьми, находящимися в разных уголках мира?

- Что человек может включиться практически в любую деятельность независимо от своих интеллектуальных или физических возможностей?
Конечно, все это хорошо. Вопрос лишь в объеме такого рода общения в жизни человека и в том, есть ли у него другие способы удовлетворения своих потребностей и самореализации.

 

Как формируется компьютерная зависимость?

Общение состоит из трех компонентов:

1)      коммуникация (передача информации),

2)      взаимодействие (интеракция) и

3)      перцепция (восприятие, эмпатия и прочие эмоциональные составляющие).
           

Если в жизни человека существуют проблемы с реальным общением, то компьютер дает ему возможность заменить его на виртуальное.

Раньше компьютер хорошо справлялся с такой составляющей общения, как передача информации.

С появлением компьютерных игр появилась возможность компенсировать недостаток интерактивной составляющей.

Виды компьютерных игр:

 

  • Стратегии.
  • Файтинги.
  • Аркады.
  • 3D-шутеры «стрелялки», «бродилки»

            - кровавые,

            - тактические.

  • Цивилизации.
  • Приключения, квесты.
  • Спортивные, азартные.
  • Симуляторы.

 

Взрослые не подозревают, что современные игры запрограммированы на то, чтобы игрок не прерывал игру, пока не дойдет до определенного уровня, так как его предыдущие «достижения» не сохраняются. Кроме того, дополнительные бонусы в игре получают лишь владельцы платных аккаунтов. Поэтому дети готовы бесконечно сидеть в сети, а еще хуже - вкладывать в игру все карманные или родительские деньги.

Важно понимать причины чрезмерного увлечения ребенка игрой:

- заполнить чем-то увлекательным свое свободное время,

- найти друзей, эмоции, общение, которых не хватает в реальном мире,

- почувствовать себя успешным,

- уйти от тотального контроля взрослых.

 

Когда возникли социальные сети, компьютер заполнил и перцептивную нишу общения.

Опции социальных сетей

  • Друзья.
  • Новости.
  • Сообщества.
  • Увлечения (музыка, фото, видео, литература и пр.).
  • Интересная информация (программы, цитатники и пр.).
  • Игры.
  • Форумы.
  • Свои мысли, действия.
  • Заработок.
  • Магазины.

 

Таким образом, сегодня человек имеет возможность компенсировать с помощью компьютера недостаток любой составляющей общения.

Основная проблема в том, что зачастую это - псевдообщение.

Как происходит подмена

В реальности

В компьютере

Трудность в установлении контакта и привязанности как основы защищенности

Иллюзия общения, легкость и безопасность в установлении контакта, компенсация защищенности (убили - воскрес)

 

Увы, современная компьютерная индустрия научилась довольно эффективно удовлетворять и другие ключевые потребности человека. Вспомним пирамиду потребностей А. Маслоу.

Если не считать нижний уровень базовых физиологических потребностей организма, компьютер в состоянии удовлетворить все остальные уровни:

- и потребность в безопасности (человек находится в комфортных условиях перед компьютером, анонимность дает иллюзию защищенности),

- и потребность в социальной принадлежности, сопричастности (вступление в соцсетях в группы людей со сходными взглядами, интересами создает иллюзию единения, дружбы),
- и потребность в уважении и признании (рейтинги, «лайки» и пр.),

- и потребность в самореализации (победа в играх, возможность быть творческим, эру-
дированным благодаря Интернету).
             Кроме того, непосредственно в подростковом возрасте доминантными являются также такие потребности, как потребность в независимости и самостоятельности в принятии решений, потребность в удовольствии, принадлежности, власти и значимости.


Итак, если у человека есть какая-то неудовлетворенная потребность, то он ищет способы ее удовлетворения. Чаще, в норме, одну и ту же потребность человек удовлетворяет разными способами. Но если у него нет возможности удовлетворить свою потребность другими способами и компьютер становится единственной возможностью для этого, тогда и появляются предпосылки для формирования зависимости.

А дальше зависимость формируется по следующему алгоритму:
1-й шаг. Компьютер — основной способ удовлетворения какой-то потребности.
2-й шаг. Компьютер — основной или даже единственный способ удовлетворения большинства жизненных потребностей.
3-й шаг. Компьютер сам становится потребностью, более приоритетной, чем базовые потребности.

 

Каким путем ребенок приходит к зависимости и можно ли ее обойти?


С появлением компьютера в жизни ребенка он проходит несколько стадий формирования отношения к нему:

№ п/п

Название стадии

Мотивация ребенка

1

Интерес

У взрослых это есть, они что-то постоянно там делают. Мне тоже интересно

2

Увлеченность

Сколько тут всего интересного! Мне нравится. Я с удовольствием провожу время с компьютером

3

Зависимость: 

- социализированная,

- индивидуализированная

Только в Интернете я могу это сделать, я могу себя так чувствовать, я могу быть таким

4

Привязанность (стадия угасания)

Да, хорошо, что у меня есть компьютер. Без него мне будет неудобно, некомфортно, но есть еще и другие, не менее интересные вещи

 

При нормальной ситуации развития застревания на стадии привязанности не происходит, она является временным, ситуативным этапом в жизни подростка, спровоцированным склонностью к максимализму («только тут и нигде больше!»), и довольно быстро подросток переключается на другие сферы своей жизни, где компьютер — важная, но
всего лишь одна из многих.
Но так происходит не всегда. И тогда подросток останавливается на стадии зависимости. Это можно понять по ряду признаков.

 

Признаки компьютерной зависимости

● Повышение эмоциональности, возбуждение при виде компьютера.
● Раздражительность, снижение тонуса при отсутствии компьютера.
● Шантаж, конфликты в ответ на запрет компьютера.
● Предпочтение компьютера другим видам досуга, общению.
● Снижение успеваемости.
● Отказ от выполнения домашних обязанностей.
● Нарушение сна, ухудшение самочувствия.
● Проведение ночи за компьютером.
● Злоупотребление кофе, энергетиками.
● Пренебрежение личной гигиеной.
● Еда за компьютером или забывание о еде.
         

Если вы наблюдаете два-три признака и их характер ситуативный, то вряд ли стоит беспокоиться.

А вот если признаков больше и проявляются они регулярно, стоит обратить на это внимание. И в особенности если подросток пренебрегает базовыми потребностями (еда, сон, состояние здоровья, внешний вид).

 

Что делать?

 

Если признаки компьютерной зависимости налицо, важно в первую очередь сделать три основных шага:
1. Провести анализ игр, интернет-ресурсов, которые увлекают ребенка. Сыграть в них хотя бы раз. (Что это? Какие потребности это удовлетворяет?)


2. Провести анализ своей семейной ситуации.(Что заставляет ребенка испытывать трудности в удовлетворении этих потребностей? Какие у ребенка были интересы в более раннем возрасте?)


3. Сделать шаг навстречу ребенку. (Помочь организовать досуг, наладить взаимоотношения со сверстниками, наладить контакт в семье.)

Родительский характер общения со своим ребенком нередко становится одной из причин формирования у него компьютерной зависимости. Поэтому, чтобы предупредить ее, родителям надо обратить внимание, КАК они общаются со своим ребенком. Позволяет ли это общение удовлетворять его потребности?
Увы, чаще мы общаемся со своим ребенком так:

Высказывания родителей

Пример

Негативные ярлыки, оценки

«У тебя не получится», «Ты бездарь»

Ирония, язвительность

«Ну ты же самый умный»

Приказы-угрозы

«Быстро замолчи! Выключи сейчас же!»

Успокоение отрицанием проблемы

«Да брось ты! Ничего страшного!»

Соревнование-сравнение

«Мне бы твои проблемы»

Непрошеные советы

«Вместо того чтобы…иди лучше делом займись!»

Глобальные обобщения

«Вечно ты все забываешь! Ты никогда меня
не слушаешь!»

Вопросы, на которые невозможно ответить

«Ты что, издеваешься? Ты это специально?»

 

Предлагаем попробовать вот так:

Вместо

Сказать

«Встань из-за компьютера!»:

«Привет, как твои дела? Что нового?»

«Займись делом!»

«Слушай, я так соскучился (-лась)! Давай что-нибудь придумаем вместе!»

 

Чтобы снизить риск компьютерной зависимости, взрослым важно придерживаться следующих правил:

▪ Четко регламентировать время игры в соответствии с возрастными особенностями ребенка. Для младших школьников — не более 30 минут в день. Для этого самим родителям следует отслеживать время игры ребенка с последующим формированием у него внутренней осознанной позиции: можно включать таймер, контролирующий допустимое время игры, учить ребенка пользоваться функцией паузы, которая позволяет приостановить игру, не дойдя до ее сохранения.

 

▪ Помогать ребенку в поиске других интересов и увлечений — находить интересные секции, кружки. Они есть в школах или в учреждениях дополнительного образования.

 

▪ Постараться показать ребенку интересный мир за пределами компьютера.

 

▪ Учить его использовать компьютер и Интернет как способ познания мира, освоения новых возможностей. Показать, что в Интернете можно не только играть, но и создавать видеоролики, общаться по интересам и др.

 

▪ Помогать ребенку быть успешным в реальном мире: учебе, общении. В этом случае ребенок не будет рассматривать Интернет как единственное место, где можно найти друзей, почувствовать себя уверенным и защищенным.

 

▪ Показывать конструктивные способы разрешения жизненных проблем и трудностей.

 

▪ Постараться создать гармоничные детско-родительские отношения, а также комфортную атмосферу в семье.

 

▪ Научить ребенка определять цели и достигать их: если есть стремление к реализации задач, то развлечения не становятся единственным занятием ребенка.

Последнее обновление: 15.11.2014

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Т в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"