На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

| |

Памятка 3 - «МОБИЛЬНАЯ» ТРАВЛЯ

Развитие мобильных технологий и гаджетов привело к тому, что в любом, даже самом недорогом телефоне есть функция видео- и фотосъемки. Это открывает новые возможности для детей и взрослых: можно моментально запечатлеть понравившийся сюжет и сразу же выложить его в Интернет (в социальные сети или на Youtube). При этом все чаще приходится констатировать, что наши дети снимают, фотографируют и показывают миру не только позитивные моменты.

В последнее время участились случаи, когда школьники специально устраивают драки или совершают насильственные действия по отношению к сверстникам и даже учителям, снимают все это на видео и спешат выложить эти сцены в Интернет. Один «герой» бьет или запугивает жертву, а другой фиксирует все происходящее.

Нередко дети записывают на видео случаи «особого» (выставляющего человека в неприглядном свете) поведения одноклассника. Затем ролик размещают в Интернете или передают другим детям. Причем сами «охотники» не догадываются, что своими действиями нарушают права другого человека на нераспространение личной информации. Были отмечены случаи, когда дети и подростки фабриковали видео с участием одноклассников и учителей, используя его в дальнейшем как инструмент травли или шантажа.

Таким образом, даже безобидный мобильный телефон может создать серьезную проблему во взаимоотношениях в классе или школе - проблему, с которой надо уметь работать педагогу-психологу, классному руководителю, социальному педагогу.

При этом важно не только своевременно и правильно реагировать на каждый такой инцидент, но и выстраивать систему профилактической работы с учащимися по предотвращению подобных случаев. Профилактическая работа психолога, классного руководителя, социального педагога должна строиться исходя из понимания причин подобного поведения детей.

Некоторые причины:

Причина 1. Отсутствие «мобильной» и правовой культуры. Ребенку никто не говорил о том, что можно делать с помощью мобильного телефона, а что - нет.

Современный мир сформировал своеобразный «мобильный» этикет - правила применения мобильного телефона, но никто детей с этими нормами не знакомит и не объясняет, что за подобные негативные деяния подростки и их родители несут административную и уголовную ответственность.

Часто съемки и дальнейшее распространение роликов, фиксирующих сцены насилия, рассматриваются детьми как «прикольные» действия, а об ответственности за них они даже не догадываются.

К сожалению, покупая детям дорогие телефоны, родители не то что забывают, а просто не видят причин для того, чтобы объяснять детям, «что такое хорошо, а что такое плохо» в использовании мобильника. Они даже не предполагают, что их ребенок может найти неприемлемое применение возможностям своего телефона.

Причина 2. Размытость моральных норм в обществе и негативное влияние СМИ и Интернета.

Подобные вещи дети и подростки видят на экранах телевизоров, в Интернете и считают такое поведение вполне допустимым. На телевидении даже поощряют «мобильных репортеров», которые записывают «интересные, необычные сюжеты». А в Интернете существует ряд сайтов, куда можно загружать ролики со сценами насилия. Как правило, такие ресурсы пользуются популярностью, и загрузить туда ролик «круто». С такими установками надо обязательно работать, заменяя их на позитивные и толерантные.

Кроме того, бывают случаи, когда дети записывают драку на видео, а взрослые стоят рядом и смотрят, поскольку считают это «забавой» и ждут окончания схватки. Тем самым они поощряют детей к насилию, давая им понять, что подобное поведение одобряемо.

Причина 3. Дети снимают жестокие ролики, потому что имеют ограниченный арсенал моделей поведения, отсутствие у них знаний о конструктивных способах общения.

Часто ситуация усугубляется тем, что сами взрослые с детства учат детей агрессивным приемам разрешения конфликтов.

Причина 4. Невозможность самореализации в хороших, позитивных поступках и нахождение негативных путей получения внимания и одобрения.

           

Приоритетные направления и методы в области профилактики «видеоагрессии»:

 

● Формирование правовой культуры детей, разъяснение того, как можно и как нельзя использовать мобильный телефон для взаимодействия с другими людьми, знакомство с правовыми последствиями подобных деяний, демонстрация конструктивных способов использования телефона для организации досуга.

● Формирование умения отделять хорошее от плохого и делать нравственный выбор не на основе слепого подражания, а на основе собственных взвешенных решений.

● Формирование конструктивных способов поведения и разрешения конфликтов.

● Формирование «моды» на позитивное использование мобильных гаджетов, на толерантное общение в Интернете.

● Повышение компетентности родителей в области конструктивных взаимодействий с ребенком и трансляции ему позитивных нравственных ценностей.

● Создание условий для самореализации и успешности каждого ребенка в социуме (школа, семья).

Говоря о профилактической работе, важно отметить, что необходимо очень аккуратно подходить к разговору о правовых последствиях «видеошалостей». Дозированная информация необходима для адекватной оценки ребенком последствий своих действий. Вместе с тем чрезмерное запугивание может привести к обратной реакции — стремлению тайно повторять запретные действия.

Технологии профилактики должны быть ненавязчивыми. Нужно корректно показывать ребенку конструктивное решение проблемы или способ поведения. Обучение должно быть основано на деятельности: учащиеся сами открывают приемлемые формы решения проблемы и делают для себя выводы.

Все специалисты, работающие с детьми, совершающими негативные действия по отношению к окружающим, должны выступать единой командой. Причем надо стараться подключить к ней и родителей.

           

Из современных эффективных технологий, которые могут применять взрослые в работе по профилактике «жестоких игр», можно порекомендовать:

● Использование социальной рекламы: правильно подобранные или снятые своими силами социальные ролики эффективнее бесед и разговоров.

Они ненавязчиво позволяют продемонстрировать позитивные установки и задать конструктивную модель поведения. Такие ролики можно показывать на тренингах, классных часах или на больших экранах в школе. Эффективным бывает проведение конкурсов социальной рекламы среди учащихся.

● Квест-технологии — использование «игр-бродилок», где участники, проходя по определенному игровому маршруту, параллельно открывают для себя новые знания и способы поведения.

● Тренинговые и игровые формы занятий.

● Совместные детско-взрослые мероприятия.

● Конкурсы и социальные акции в социуме и интернет-среде.

 

Если ролик уже побывал в сети

Если произошел подобный случай, неэффективно набрасываться на одну из сторон с обвинениями.

Необходимо рассмотреть ситуацию с различных позиций: и обидчика, и жертвы, пытаясь понять причины произошедшего.

Часто в поведении жертвы можно встретить моменты, провоцирующие обидчика на жестокое поведение.

О случившемся психологу часто рассказывают или сама жертва, или посторонние дети. При этом в большинстве случаев жертва и знающие о случившемся дети просят не озвучивать их имен. Они не хотят, чтобы кто-то знал о том, что они «нажаловались» психологу и предали ситуацию огласке. Это надо учитывать.

Каждый проступок индивидуален, и психолог должен находить адекватные способы реагирования. Если ситуация изначально предана огласке и все знают о ней, это упрощает взрослым задачу: все действующие лица известны и можно начинать работу. Труднее, когда в Интернете обнаруживается видео, автор которого неизвестен.

Если ситуация со съемкой и размещением в Интернете стала известна, то целесообразно работать с каждым участником конфликта отдельно. После этого возможна встреча конфликтующих сторон и выработка совместного решения. Параллельно осуществляется работа с классом по профилактике подобных явлений, которая проводится вместе с классным руководителем, социальным педагогом, осуществляется групповое консультирование родителей.

Если психолог не знает причин и действующих лиц конфликта, то лучше начать с тактичного сбора информации. И только после прояснения ситуации можно начинать проводить необходимую работу. При этом, собирая материал и взаимодействуя с детьми и педагогами, важно не допустить, чтобы до выяснения всех причин делались поспешные выводы и сгоряча принимались решения.

Если в дело вмешивается полиция, то важно помнить, что писать какие-то представления на детей психолог имеет право только при наличии письменного запроса от судьи. Но главное - при возникновении подобных случаев нужно усилить работу по созданию безопасной образовательной среды в школе и комфортной семейной обстановки. Если ребенку комфортно, он успешен в учебе, у него сформированы нравственные идеалы и он умеет делать нравственный выбор, он не станет провоцировать и унижать одноклассников или учителя, чтобы выложить видеоролик в Интернете.

Последнее обновление: 20.11.2014

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Д в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"