| |
Игровая экология - Берегите природу! Защитите ель и сосну!
Автор: Пархоменко Елена Андреевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ, г. Усть-Илимск
Разработка занятия по дополнительной образовательной программе
"Игровая экология", 1 год обучения
Тема "Берегите природу! Защитите ель и сосну!"
Занятие для обучающихся 1-2 класса.
Продолжительность 45 минут.
Тип занятия: сообщение новых знаний.
Цель: закрепить и углубить знания обучающихся о ели и сосне, как представителях хвойных деревьев.
Задачи:
- формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия;
- развивать речь обучающихся через составление связных рассказов, образование множественного числа имен существительных и согласования их со словом «много»;
- развивать мелкую моторику, способность к творчеству;
- воспитывать экологическое мировоззрение, способность радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Берегите природу! Защитим ель и сосну!», мультфильм «Как ежик и медвежонок встречали Новый год», аудиозапись песни «В лесу родилась елочка», цветные карандаши, альбомные листы.
Ход занятия
- I. Организационный момент.
- II. Сообщение темы занятия.
Упражнение «Загадки»
– Ребята, наш урок я хочу начать с загадок:
У меня в мешке подарки |
Мы его сегодня ждём, |
Мы сегодня так устали, |
Время ёлку зажигать, |
Вся нарядная в игрушках, |
|
Рассказ педагога с проблемными вопросами:
-Все загадки были о прекрасном новогоднем празднике. Самым ярким атрибутом Новогоднего праздника, традиционно устанавливаемым в каждом городе и доме, является, конечно, Новогодняя елка. И сегодня мы с вами поговорим о новогодних деревьях и узнаем от кого и почему их надо беречь.
- Вы догадались, о каких деревьях пойдет речь?
- Как вы думаете, почему эти деревья я назвала новогодними? (Ответы детей).
- Сосна и ель друг на друга похожи.
- Чем? (Ответы детей).
У них есть иголки и они круглый год зеленые.
Упражнение на сравнение «Иголочка»
- А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:
Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна. (Дети повторяют хором, затем по одному).
- Взгляните на эти две картинки на слайде.
- Какая из этих веток сосновая, какая еловая?
- Почему вы так решили? (Дети показывают и отвечают).
Рассказ педагога:
Растут ель и сосна медленно. Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Вот шишка ели (показ на слайде), а это шишка сосны (показ на слайде). Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево.
Ведь говорят недаром: «Не мудрено срубить, мудрено вырастить».
- Как вы понимаете эту поговорку? (Ответы детей).
Дидактическое упражнение на развитие речи «Один-много»
К предложенным словам дети добавляют слово «много» и называют заданное слово во множественном числе.
Ель – много елей. Сосна – много сосен. Снег – много снега.
|
Хвоя – много хвои. Шишка – много шишек. Древесина – много древесины. |
Ветка – много веток. Дерево – много деревьев. Корень – много корней.
|
Рассказ педагога:
Вместо листьев у сосны и ели иголки. Но правильнее называть не иголки, а хвоинки. Хвоинки – это такие листья у хвойных деревьев. И хотя мы знаем, что хвойные деревья «зимой и летом одним цветом», хвоинки держатся на дереве несколько лет, а затем осыпаются, но не все сразу. Кто из вас бывал в хвойном лесу, мог заметить под деревьями ковер из опавших хвоинок.
- Ребята, почему нельзя срывать шишки с дерева?
- Кому очень нужны шишки? (Ответы детей).
Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки. Вот взгляните на эту сосновую шишку (показ на сладе). Птицы полакомились семенами этой шишки. Для лося лучшей зимней едой являются молодые сосновые побеги и кора взрослых деревьев.
Ель – очень выносливое дерево. Не боится даже самых сильных морозов. А вот корни ели растут близко к поверхности земли, поэтому сильный ветер может повалить ель. А у сосны корни очень сильные и длинные. Сосны могут расти и среди скал, и на песке, ветры им не страшны. А вот чего страшится сосна, так это отсутствия солнца. Сосны очень любят солнечный свет и растут там, где светло.
Динамическая пауза «В лесу родилась елочка»
Динамическая пауза проводится под песню «В лесу родилась елочка». Дети берутся за руки и встают в хоровод, а один ученик становится в центр хоровода и исполняет роль елочки. Под звучание песни дети напевают знакомые слова и водят хоровод.
Беседа с проблемными вопросами:
- Ребята, а для человека есть ли польза от этих хвойных деревьев? Какая?
Ель и сосна – верные помощницы человеку. Они дарят нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Целебные свойства сосны просто чудесны! У сосны обладают лечебными свойствами и семена, и хвоя, и молодые шишки. Из них делают лекарства, помогающие победить болезни.
Мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами хвои. Недаром говорят: «Для города каждое дерево дорого».
- Давайте подумаем, почему?
- Чистый ли в городе воздух?
- Чем он загрязняется?
- А как деревья очищают воздух? (Ответы детей).
Люди пользуются щедростью этих деревьев. С давних времен использовали люди сосновую и еловую древесину. Из сосновой и еловой древесины делают мебель, музыкальные инструменты. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли. Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.
Творческая игра «Сказка про елку»
Дети составляют тематическую сказку по опорным вопросам, по заданному началу предложения.
«Жила-была елочка. Росла она… (где?) А рядом с елочкой росли ее соседи – … (какие растения?). Все они елочку очень … (как к ней относились?). Любили резвиться возле елочки и лесные зверята … (какие зверята?). Зайчика и лисичку елочка зимой защищала от метели своими пушистыми веточками, а белочку кормила елочка вкусными семенами из своих шишек.
Перед новогодним праздником пришел к елочке с топором … (кто?). Хотел он срубить елочку. И тут случилось чудо – все жители леса – и растения, и животные вдруг заговорили и стали просить (персонажа) … (о чем просить?). (Что сказали они ему?) (А как он отреагировал на эти просьбы, что сказал в ответ?)
Растения и животные очень обрадовались и поблагодарили (персонажа) … (какими словами поблагодарили) На радостях лесные жители устроили новогодний бал возле этой елочки. (Как они веселились на праздничном балу, что делали?) (Чем закончилась эта история?)»
Ребята, я запишу эту историю, а вы нарисуете к ней картинки. Так у нас получится настоящая книга.
Беседа с проблемными вопросами:
-Ребята, как можно сохранить елочки и сосны во время новогодних праздников?
(Ответы детей. Да, можно купить искусственную ель или нарядить живую ель во дворе).
- И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат елочки и сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.
Художественное слово «Живи, елочка!», автор Ирина Токмакова
Педагог читает стихотворение:
Мне елку купили!
Мне елку купили
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень -
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто — ветру, метели,
Такой же красивой
Не спиленной ели!
Упражнение на развитие моторики «Елка»
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой, ладони под углом друг к другу. Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
Педагог читает:
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локоточки поднимите,
Ну а пальцы – разведите.
Рисование по теме «Новогодняя елочка»
-Ребята, а теперь нарисуйте свою новогоднюю елочку (Дети рисуют).
Речевая игра «Елка» (Елена Благинина)
Есть одна игра для вас: я начну стихи сейчас. Я начну, а вы кончайте! Хором дружно отвечайте:
На дворе снежок идет, скоро праздник… (- Новый год!)
Мягко светятся иголки, хвойный дух идет …(- От елки!)
Ветви слабо шелестят, бусы яркие… (- Блестят!)
И качаются игрушки - флаги, звездочки, … (- Хлопушки!)
Нити пестрой мишуры, колокольчики…(- Шары!)
Рыбок хрупкие фигурки, птицы, лыжницы,…(-Снегурки!)
Белоус и краснонос под ветвями …(- Дед Мороз!)
Ну а елка, просто диво! Как нарядна, как …(-Красива!)
Вот огни зажглись на ней, сотни крошечных …(- Огней!)
Двери настежь, точно в сказке, хоровод несется в…(-В пляске!)
И над этим хороводом говор, песни, звонкий смех…Поздравляю с…(-Новым годом!)
С новым счастьем сразу…(- Всех!).
III. Итоги занятия. Беседа
- Чем отличается ель от сосны?
- Какова польза хвойных деревьев?
- Почему их нужно беречь?
IV. Просмотр мультфильма «Как ежик и медвежонок встречали Новый год».
Комментарии