На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

| |

Игровая экология - Лиственные деревья

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему:  "Лиственные деревья" второй  год обучения (начальная школа).

 

                                       Тема: «Лиственные деревья»

Цели:

- Сформировать понятие «дерево»; определить главные его части;  рассказать о классификации деревьев;

- Расширить и закрепить представления детей о многообразии лиственных деревьев;

- Формировать представления детей о приспособлении деревьев к разным климатическим условиям произрастания: южным, северным, к условиям жарких стран, джунглей.

- Упражнять детей в образовании прилагательных от существительных;

   в согласовании числительных с существительными.

- Воспитывать экологическое мировоззрение: бережное отношение к природе, учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

 

Оборудование:  компьютер, проектор, презентация «Лиственные деревья», мультфильм «Сказка старого дуба», гербарий листьев разных деревьев.

                                         Ход занятия:

I.Орг.момент.

II.Актуализация знаний.

- Ребята, перед вами гербарий с разными листьями. Я буду загадывать  загадки, а вы отгадывать  и находить в гербарии нужный лист. 

 

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых ней

Май сережки дарит ей. (Берёза)

            *****

Весной зеленела, 
Летом загорала, 
Осенью надела 
Красные кораллы. (Рябина)

            *****

Я из крошки-бочки вылез, 

Корешки пустил и вырос,  

Стал высок я и могуч,        

Не боюсь ни гроз, ни туч.  

Я кормлю свиней и белок -           

Ничего, что плод мой мелок (Дуб)

             *****

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит  (Осина)

            *****

Кудри в речку опустила и о чём-то загрустила,
А о чём она грустит, никому не говорит (Ива)

           *****

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают (Липа)

           *****

Белые овечки бегают по свечке (Верба)

           *****

- Ребята, загадки вы отгадали, а как их можно назвать березу, осину, иву, дуб, липу одним словом? (Деревья). – А что вы понимаете под словом дерево? (высказывания детей)

 

Дерево - многолетнее растение с одревесневшим главным стеблем (стволом), сохраняющимся в течение всей его жизни, ветвями, образующими крону (высота от 2 до 100 м, изредка больше) и корневой системой (показ слайда «Строение дерева).

 

- Как вы думаете, что общего у всех деревьев, которые вы видите на слайде презентации?  (Строение: корни, ствол, ветки). Вы совершенно правы, а как вы думаете, все ли лиственные деревья сбрасывают листву осенью?  (Нет, в странах с  жарким  влажным климатом деревья не сбрасывают листву).

 

- Ребята, оказывается, деревья условно классифицируют на лиственные, у которых имеются листочки (береза, рябина, каштан и др.) и вечнозеленые - деревья южных стран, джунглей, где никогда не бывает зимы, деревья не меняют и не сбрасывают листву (пальмы, баобабы).  К вечнозеленым деревьям относят так же деревья северных стран - ель, сосну, пихту.

- А вы знаете, ребята, оказывается, климатические условия влияют на то, сбрасывать листья или нет. В наших краях деревья сбрасывают листву, потому что меняются времена года: осень сменяет лето, зима сменяет осень. Поэтому, зимой деревья отдыхают, а растут только весной и летом. 

А в тундре очень короткое лето, а зима длинная и холодная, поэтому деревья растут очень медленно. Если сравнить нашу березу и березу в тундре, то наша береза высокая, а там она карликовая, невысокая.

В степи деревья тоже невысокие, потому что там жарко, сухие ветра,  и корни вынуждены уходить далеко вниз в поисках воды, а на рост кроны не хватает сил.

А в джунглях очень высокие деревья, с густой кроной и большими листьями, так как там не бывает зимы, много солнца, влаги; поэтому деревья  стараются  как можно больше впитать в себя влагу и тепло.

 

                                Физминутка «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

 

 

 - А теперь давайте поразмышляем: попробуем составить новые слова, например:

лист березы – березовый;

иголка сосны  (какая?) - сосновая;

ветка рябины  (какая?) - рябиновая;

лапа ели (какая?) - еловая;

свечка каштана (какая?) - каштановая;

желудь дуба (какой?) - дубовый;

пух тополя (какой?) - тополиный;

шишка кедра (какая?) - кедровая; и др.

 

- Перед вами иллюстрации деревьев, давайте их сосчитаем:

 

одна береза, две березы, пять берез;

один дуб, два дуба, пять дубов;

одна осина, две осины, пять осин;

один кедр, два кедра, пять кедров;

один тополь, два тополя, пять тополей;

одна сосна, две сосны, пять сосен;

одна ель, две ели, пять елей.

 

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием.

                                      Игра «Деревья нашей области»

Сейчас я буду называть деревья и кустарники, а вы попробуйте выбрать те из них, которые растут в нашей области. И если растут – хлопните в ладоши, а если нет – молчите. (Дуб, груша, малина, мимоза, осина, облепиха, береза, клен, черемуха, лимон, апельсин, липа, баобаб). Молодцы! Но это только начало. Приготовьтесь, будьте внимательнее. Я буду называть еще быстрее. (Слива, осина, рябина, каштан, кофе, дуб, кипарис, алыча, тополь,  калина). Молодцы!

                                       Тренинг «Порассуждаем?»

- Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему? (Оно дышит, питается, растет, размножается.)

- А как дышит дерево? (Листьями). Дерево вдыхает в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, а отдает кислород – это чистый воздух, необходимый для жизни людей.  

- Какие деревья нужно спиливать в лесу, кроме старых? (Больные.)

- Как определить, узнать, что дерево болеет? (Листья вянут, кора трескается.)

- А от чего деревья болеют? (Поселились вредные насекомые.)

- Как вы думаете, кто лечит деревья? (Дятел.) У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола.

- Кто знает, как называют дятла? (Лесной доктор.)

- От чего еще болеют деревья? (Кто-то порезал кору, сломал ветку и т. д.) Да,  кто так делает, приносит большой вред деревьям. Дерево плачет. Ранней весной многие люди собирают березовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «Береза плачет кровавыми слезами». Но мало кто знает, что после сокозабора необходимо замазать ранку на стволе глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло!

- Как вы думаете, есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными и за деревьями?

- Кто знает, как называется эта профессия? (Лесник, егерь) Вот он и знает, какое дерево необходимо убрать и что из какого дерева можно сделать. Мы с вами говорили, что древесина идет на постройку домов, на изготовление мебели, бумаги.

- Что же можно сделать из коры дерева?

Верно, из коры березы изготавливают различные художественные поделки, туески. В древние времена, когда еще не было бумаги, люди писали письма, грамоты на обратной стороне коры березы, и называлось такое письмо «Берестяная грамота». Из коры липы плели лапти. Пробки для термоса делают из коры пробкового дуба. А кора обыкновенного дуба используется как лекарство для лечения десен. Кора болиголова идет для дубления кожи. Многие ваши мамы используют такую приправу, как корица,- это измельченная кора дерева, растущего в Азии.

Деревья – это богатство и украшение нашей земли. Их надо беречь!

 

                                   Игра "Как бы вы поступили?"

 

Ситуация №1. Мальчик сделал острый меч и давай кустарник сечь

Да кричать: "Я здесь храбрец!"

Вопросы классу: - Что, он вправду молодец?

- Что будет с тем молодняком деревьев, который порубил мальчик?

- Какую пользу приносит кустарник, посаженный вдоль двора и тротуаров? - Чем отличается куст от дерева?

Ситуация №2. Посмотрите на Захарку, он нарвал цветов охапку.

А подумайте вот только: ну, зачем цветов рвать столько?

Вопросы классу: где лучше и дольше сохранятся цветы? На корню или дома? Почему?

Ситуация №3. Деревья садят дети, а две подружки эти

Глядят со стороны. Стоят, не помогают

И деток убеждают " Деревья не нужны".

- Нужны ли деревья людям? - Какие виды деревьев вы знаете?

- В чём главное отличие в строении дерева от строения других растений?

 

Как вы думаете, какую пользу приносят деревья?  (Очищают воздух, на них живут птицы, кормятся животные, создают тень от солнца).

- А как мы можем охранять деревья?  (Не разводить огонь, не засорять лес, не ломать ветки).

III. Итоги урока.

- Ребята, напомните, пожалуйста, о чем мы с вами говорили на занятии?

- Какие деревья относятся к лиственным?

- Какие относятся к вечнозеленым?

- Почему одни деревья сбрасывают листву, а другие нет?

- Почему и отчего нужно беречь деревья?

IV. Просмотр мультфильма «Сказка старого дуба».

Последнее обновление: 18.10.2013

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Д в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"