На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

| |

Игровая экология - Животный мир тайги

Разработка занятия

по дополнительной образовательной программе «Игровая экология»

для учащихся 8-10 лет

Первый год обучения

 

Автор разработки: Хлебас Ю.В., педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ,

г. Усть-Илимск

 

Тема занятия «Животный мир тайги»

 

Цель: формирование универсальных учебных действий у младшего школьника.

Задачи:

- дать первоначальные знания об образе жизни некоторых животных тайги;

- продолжить формирование умений самостоятельной работы с текстом (внимательно воспринимать информацию;  рационально запоминать); работы в группе,  рефлексирования своей деятельности;

- воспитывать бережное отношение к природе и любовь к малой родине.

 

Материалы: рулетка, карточки с изображениями животных, рисунки с изображениями орехов, ягод, грибов, растений, насекомых, грызунов, овощей, карточки с текстом.

 

Ход занятия

 

1. Организационный момент: коллективное упражнение.

- Ребята, наше занятие мы начнем с  важной разминки. Встаньте и потянитесь. Нам нужно приготовиться к процедуре, которая может подарить нам бодрость духа. Встаньте прочно, ноги слегка расставьте. Одну руку держите справа на расстоянии примерно 20см от головы и левую так же. Представьте, что вы держите в руках шерстяную нить. Представьте теперь что вы тяните эту нить из одного уха в другое. Туда и обратно. Обернитесь вокруг, все делают так же. Постарайтесь работать одновременно. Если теперь к нам кто-нибудь заглянет, мы объясним, что мы тут делаем: мы чистим мозги. Хотим вычистить ненужную информацию и ясно соображать. Вот теперь мы готовы!

           

2.  Изучение новой темы: работа в группах по 4-5 учащихся.

Упражнение «Деление на группы».

1) Первый шаг: педагог вызывает 3 – это первые участники команд.

2) Далее первые выбранные выбирают вторых.

3) Затем вторые выбирают третьих. И т.д.

           

Беседа о животных тайги с сопровождением фотографий

- Давайте представим, что мы гуляем по лесу. Как вы думаете, кого по праву можно назвать хозяином тайги? (ответы) А почему вы так считаете?

- Действительно, вес этого косматого лесного великана может иногда достигать 600-700кг, а длина тела – 3м! (с помощью рулетки показать размеры) Особенно жиреет медведь к зиме: под кожей и на внутренних органах накапливает большой слой сала. Как вы думаете, для чего медведю нужно накопить жир? (ответы)

- А чем питается медведь? (ответы)

Задание для группы: найдите изображение медведя и накормите его (выбрать карточки с  рисунками, которые соответствуют рациону питания медведя).

Педагог обращает внимание на условие работы в группе: выбрать карточку можно, только если все члены группы согласны. Для этого нужно обсуждать каждый вариант. Группа, выполнившая задание первой, представляет результат работы.

- Медведь – зверь всеядный. Ест ягоды, орехи и сочные корешки трав, ловит рыбу, лягушек, ящериц, мышей, птиц, поедает и их яйца, очень любит мед, личинки насекомых, в том числе муравьев, и даже ест падаль.

- Кто знает, что делать, если вам повстречался медведь? (варианты предлагают дети)

- Обычно медведи не нападают на людей, если это не голодный медведь и не медведица с медвежатами. Бывалые охотники говорят, при встрече с медведем ни в коем случае нельзя кричать, нужно попытаться найти дерево которое вам под силу покачать и качая деревья выходить из леса. Медведь зверь трусливый, увидев качающиеся деревья, побоится встречи с более крупным хищником.

 

Физкультминутка «Хищники и травоядные»

Педагог называет животных, если это животное хищное дети приседают и прячутся, если растительноядное -  прыгают как зайчики. Кто ошибся, того поймал хищник.

 

Следующего животного мы сможем увидеть, если найдем спрятанное слово.

Индивидуальная работа с текстом. Упражнение «Прятки»

- Перед вами текст. В этом тексте найдите выделенные буквы и сложите слово.

«Боря надел на руки рукавички и вышел во двор покататься с горки на санках. Там он встретил Дашу и Боря предложил девочке кататься вместе». (бурундук)

- Бурундук — древесный житель. А какого еще древесного жителя вы знаете?

- Бурундуку не обязательно нужны высокие старые деревья, иногда он довольствуется зарослями черемухи, березняка или ивы. На открытых местах и в чистом высокоствольном лесу без подлеска из молодой поросли и кустарников он никогда не живёт. Особенно любит бурундук места, заваленные буреломом и валежником.

Как вы думаете почему?

 

Задание для группы: найдите изображение бурундука и накормите  его (выбор карточек, обсуждение в группе).

- Любимое лакомство - кедровые шишки. Питается бурундук главным образом растительной пищей, лишь иногда примешивая к ней насекомых. Состав его пищи очень разнообразен. Он ест семена различных диких растений, почки деревьев и кустарников, их молодые побеги, траву, разные ягоды, желуди, кедровые и лесные орехи, грибы. Около полей и огородов бурундук ещё больше разнообразит свой «стол», прибавляя к нему зерна хлебных злаков, гречиху, кукурузу, лён, подсолнух, горох, огурцы… Бурундук заселяет пустые пни и дупла, неглубокие норки под корнями деревьев. А как похолодает, впадает в спячку на зиму.

 

- На нашем пути повстречался еще один зверь. Ваша задача определить его по описанию. Учащиеся работают с текстом индивидуально, затем в группе обсуждают вариант ответа.

Работа с текстом. «Высота животного в холке колеблется в пределах 60—95см, длина 105—160см, а вес 32—62кг. Типичный хищник, добывающий пищу активным поиском и преследованием жертв. Питается мышами, зайцами, косулями, сусликами и др. Окружающая среда определяет его окрас. Если это тундра, окрас почти белый, если лес, то серо-бурые, если пустыня, то серовато-рыжеватые». (волк)

 

- Отгадав загадку, мы повстречаемся еще с одним животным.

Нежнейший мех одет на нем,
Блестящий, шелковистый,
Лентяй и соня кроха днем, 
А ночью ловкий, быстрый.
В природе он в тайге живет,
Не царствует там тополь,
Где хвойный лес, сосна растет,
Мелькнет красавец...   (соболь)

Рассматривают соболя на фотографии.

- Ловкий и очень сильный для своих размеров хищник. Передвигается прыжками. Соболя прославил его замечательный мех. Зимой его шубка особенно красива: нежная, шелковистая, с густым подшерстком – в такой не замерзнешь! Летом зверек похож на худую кошку с большой  ушастой головой.

            Почти все свободное от сна время соболь охотится. Ловит мелких грызунов, а повезет, добудет и глухаря. Осенью лакомится орешками кедрового стланика и ягодами брусники. Живет в дуплах, под поваленными деревьями и даже в норах, утепляя их на зиму мхом и сухой травой. Бродя по тайге, можно услышать забавные тявкающие звуки – так соболь выражает недовольство, что его побеспокоили.

 

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

 

Продолжим работу. Вспомните русскую народную сказку «Колобок». Какое животное съело колобка? (лиса)

- Наша лиса проголодалась, накормим ее чем-нибудь еще. (работа в группе, выбор карточек, обсуждение).

- Молодцы! Лисица, хотя и принадлежит к типичным хищникам, питается очень разнообразными кормами. Среди пищи, которую она употребляет, выявлено больше 400 видов одних только животных, не считая нескольких десятков видов растений.

 

- Ребята посмотрите, кто-то потерял свой головной убор? (изображение рогов). Правильно, это лось. Рассматривают фотографию.

- Длина тела  до 3 м, высота в холке до 2,3 м, длина хвоста 12—13 см; масса 360—600 кг; шерсть грубая, буровато-чёрная; ноги светло-серые, почти белые.

Лоси питаются растениями, а также мхами, лишайниками и грибами. Летом они поедают листья, доставая их благодаря своему росту со значительной высоты; кормятся водными и околоводными растениями.

 

- Посмотрите, впереди река. Как вы думаете, кто живет здесь? (ответы) На берегах таежных рек можно встретить выдру, бобра, ондатру. Рассматривают фотографии.

 

3. Закрепление знаний

Упражнение «Анаграммы»: работа в парах.

Учащиеся получают карточки с зашифрованными названиями животных. Необходимо правильно расставить все имеющиеся буквы и расшифровать слова. Для выполнения задания 7 минут.

ДЕВЬДЕМ - медведь
КОВЛ - волк
ЛАСИ - лиса
ЛОБОСЬ - соболь
ЦАЗЯ - заяц
ЛЕКАБ - белка
НЕОЛЬ - олень
ГАРАКАБ - кабарга
РЁБОБ - бобер
ДЫВРА - выдра
КАНОР - норка

Упражнение «Найди лишнее»: фронтальная обратная связь

Необходимо найти и объяснить лишнее животное в каждой группе слов. Группа животных показана на слайде. Учащиеся, готовые полный ответ, поднимают руку и отвечают.

- бобер, выдра, соболь;

- лось, медведь, норка;

- лисица, соболь, бурундук

 

4. Рефлексия

На доске изображение солнца, в середине надпись: «Сегодня на занятии мы…» У каждого на столах лучики, на которых необходимо написать продолжение фразы солнца.

Последнее обновление: 18.12.2013

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Д в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"