| |
Игровая экология - Животный мир тайги
Разработка занятия
по дополнительной образовательной программе «Игровая экология»
для учащихся 8-10 лет
Первый год обучения
Автор разработки: Хлебас Ю.В., педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ,
г. Усть-Илимск
Тема занятия «Животный мир тайги»
Цель: формирование универсальных учебных действий у младшего школьника.
Задачи:
- дать первоначальные знания об образе жизни некоторых животных тайги;
- продолжить формирование умений самостоятельной работы с текстом (внимательно воспринимать информацию; рационально запоминать); работы в группе, рефлексирования своей деятельности;
- воспитывать бережное отношение к природе и любовь к малой родине.
Материалы: рулетка, карточки с изображениями животных, рисунки с изображениями орехов, ягод, грибов, растений, насекомых, грызунов, овощей, карточки с текстом.
Ход занятия
1. Организационный момент: коллективное упражнение.
- Ребята, наше занятие мы начнем с важной разминки. Встаньте и потянитесь. Нам нужно приготовиться к процедуре, которая может подарить нам бодрость духа. Встаньте прочно, ноги слегка расставьте. Одну руку держите справа на расстоянии примерно 20см от головы и левую так же. Представьте, что вы держите в руках шерстяную нить. Представьте теперь что вы тяните эту нить из одного уха в другое. Туда и обратно. Обернитесь вокруг, все делают так же. Постарайтесь работать одновременно. Если теперь к нам кто-нибудь заглянет, мы объясним, что мы тут делаем: мы чистим мозги. Хотим вычистить ненужную информацию и ясно соображать. Вот теперь мы готовы!
2. Изучение новой темы: работа в группах по 4-5 учащихся.
Упражнение «Деление на группы».
1) Первый шаг: педагог вызывает 3 – это первые участники команд.
2) Далее первые выбранные выбирают вторых.
3) Затем вторые выбирают третьих. И т.д.
Беседа о животных тайги с сопровождением фотографий
- Давайте представим, что мы гуляем по лесу. Как вы думаете, кого по праву можно назвать хозяином тайги? (ответы) А почему вы так считаете?
- Действительно, вес этого косматого лесного великана может иногда достигать 600-700кг, а длина тела – 3м! (с помощью рулетки показать размеры) Особенно жиреет медведь к зиме: под кожей и на внутренних органах накапливает большой слой сала. Как вы думаете, для чего медведю нужно накопить жир? (ответы)
- А чем питается медведь? (ответы)
Задание для группы: найдите изображение медведя и накормите его (выбрать карточки с рисунками, которые соответствуют рациону питания медведя).
Педагог обращает внимание на условие работы в группе: выбрать карточку можно, только если все члены группы согласны. Для этого нужно обсуждать каждый вариант. Группа, выполнившая задание первой, представляет результат работы.
- Медведь – зверь всеядный. Ест ягоды, орехи и сочные корешки трав, ловит рыбу, лягушек, ящериц, мышей, птиц, поедает и их яйца, очень любит мед, личинки насекомых, в том числе муравьев, и даже ест падаль.
- Кто знает, что делать, если вам повстречался медведь? (варианты предлагают дети)
- Обычно медведи не нападают на людей, если это не голодный медведь и не медведица с медвежатами. Бывалые охотники говорят, при встрече с медведем ни в коем случае нельзя кричать, нужно попытаться найти дерево которое вам под силу покачать и качая деревья выходить из леса. Медведь зверь трусливый, увидев качающиеся деревья, побоится встречи с более крупным хищником.
Физкультминутка «Хищники и травоядные»
Педагог называет животных, если это животное хищное дети приседают и прячутся, если растительноядное - прыгают как зайчики. Кто ошибся, того поймал хищник.
Следующего животного мы сможем увидеть, если найдем спрятанное слово.
Индивидуальная работа с текстом. Упражнение «Прятки»
- Перед вами текст. В этом тексте найдите выделенные буквы и сложите слово.
«Боря надел на руки рукавички и вышел во двор покататься с горки на санках. Там он встретил Дашу и Боря предложил девочке кататься вместе». (бурундук)
- Бурундук — древесный житель. А какого еще древесного жителя вы знаете?
- Бурундуку не обязательно нужны высокие старые деревья, иногда он довольствуется зарослями черемухи, березняка или ивы. На открытых местах и в чистом высокоствольном лесу без подлеска из молодой поросли и кустарников он никогда не живёт. Особенно любит бурундук места, заваленные буреломом и валежником.
Как вы думаете почему?
Задание для группы: найдите изображение бурундука и накормите его (выбор карточек, обсуждение в группе).
- Любимое лакомство - кедровые шишки. Питается бурундук главным образом растительной пищей, лишь иногда примешивая к ней насекомых. Состав его пищи очень разнообразен. Он ест семена различных диких растений, почки деревьев и кустарников, их молодые побеги, траву, разные ягоды, желуди, кедровые и лесные орехи, грибы. Около полей и огородов бурундук ещё больше разнообразит свой «стол», прибавляя к нему зерна хлебных злаков, гречиху, кукурузу, лён, подсолнух, горох, огурцы… Бурундук заселяет пустые пни и дупла, неглубокие норки под корнями деревьев. А как похолодает, впадает в спячку на зиму.
- На нашем пути повстречался еще один зверь. Ваша задача определить его по описанию. Учащиеся работают с текстом индивидуально, затем в группе обсуждают вариант ответа.
Работа с текстом. «Высота животного в холке колеблется в пределах 60—95см, длина 105—160см, а вес 32—62кг. Типичный хищник, добывающий пищу активным поиском и преследованием жертв. Питается мышами, зайцами, косулями, сусликами и др. Окружающая среда определяет его окрас. Если это тундра, окрас почти белый, если лес, то серо-бурые, если пустыня, то серовато-рыжеватые». (волк)
- Отгадав загадку, мы повстречаемся еще с одним животным.
Нежнейший мех одет на нем,
Блестящий, шелковистый,
Лентяй и соня кроха днем,
А ночью ловкий, быстрый.
В природе он в тайге живет,
Не царствует там тополь,
Где хвойный лес, сосна растет,
Мелькнет красавец... (соболь)
Рассматривают соболя на фотографии.
- Ловкий и очень сильный для своих размеров хищник. Передвигается прыжками. Соболя прославил его замечательный мех. Зимой его шубка особенно красива: нежная, шелковистая, с густым подшерстком – в такой не замерзнешь! Летом зверек похож на худую кошку с большой ушастой головой.
Почти все свободное от сна время соболь охотится. Ловит мелких грызунов, а повезет, добудет и глухаря. Осенью лакомится орешками кедрового стланика и ягодами брусники. Живет в дуплах, под поваленными деревьями и даже в норах, утепляя их на зиму мхом и сухой травой. Бродя по тайге, можно услышать забавные тявкающие звуки – так соболь выражает недовольство, что его побеспокоили.
Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Продолжим работу. Вспомните русскую народную сказку «Колобок». Какое животное съело колобка? (лиса)
- Наша лиса проголодалась, накормим ее чем-нибудь еще. (работа в группе, выбор карточек, обсуждение).
- Молодцы! Лисица, хотя и принадлежит к типичным хищникам, питается очень разнообразными кормами. Среди пищи, которую она употребляет, выявлено больше 400 видов одних только животных, не считая нескольких десятков видов растений.
- Ребята посмотрите, кто-то потерял свой головной убор? (изображение рогов). Правильно, это лось. Рассматривают фотографию.
- Длина тела до 3 м, высота в холке до 2,3 м, длина хвоста 12—13 см; масса 360—600 кг; шерсть грубая, буровато-чёрная; ноги светло-серые, почти белые.
Лоси питаются растениями, а также мхами, лишайниками и грибами. Летом они поедают листья, доставая их благодаря своему росту со значительной высоты; кормятся водными и околоводными растениями.
- Посмотрите, впереди река. Как вы думаете, кто живет здесь? (ответы) На берегах таежных рек можно встретить выдру, бобра, ондатру. Рассматривают фотографии.
3. Закрепление знаний
Упражнение «Анаграммы»: работа в парах.
Учащиеся получают карточки с зашифрованными названиями животных. Необходимо правильно расставить все имеющиеся буквы и расшифровать слова. Для выполнения задания 7 минут.
ДЕВЬДЕМ - медведь
КОВЛ - волк
ЛАСИ - лиса
ЛОБОСЬ - соболь
ЦАЗЯ - заяц
ЛЕКАБ - белка
НЕОЛЬ - олень
ГАРАКАБ - кабарга
РЁБОБ - бобер
ДЫВРА - выдра
КАНОР - норка
Упражнение «Найди лишнее»: фронтальная обратная связь
Необходимо найти и объяснить лишнее животное в каждой группе слов. Группа животных показана на слайде. Учащиеся, готовые полный ответ, поднимают руку и отвечают.
- бобер, выдра, соболь;
- лось, медведь, норка;
- лисица, соболь, бурундук
4. Рефлексия
На доске изображение солнца, в середине надпись: «Сегодня на занятии мы…» У каждого на столах лучики, на которых необходимо написать продолжение фразы солнца.
Комментарии