| |
Игровая экология - Наши пернатые друзья
Занятие разработано Хлебас Ю.В., педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ, г. Усть-Илимск.
Разработка занятия по дополнительной образовательной программе «Игровая экология».
1 год обучения, продолжительность занятия 45 мин.
Тема «Наши пернатые друзья»
Цель: расширить знания учащихся о птицах.
Задачи:
- познакомить учащихся с особенностями жизнедеятельности перелетных и оседлых птиц;
- продолжить формирование умения рефлексировать свою деятельность, развивать познавательный интерес;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы: лист бумаги формата А3, карточки с буквами, карточки с сигналами светофора.
Ход занятия:
1. Организационный момент
В начале нашего занятия я предлагаю вам поиграть в игру «Имя-жест» Правила: Участники игры, по очереди, называют свое имя и сопровождают его характерным для себя жестом. Затем я называю имя участника, а остальные должны повторить его жест.
2. Изучение новой темы
Художественное слово:
Птичий пир
Листья с веток опадают.
Лить дожди не устают.
Улетают птичьи стаи,
направляются на юг.
Но остался сизый голубь
зимовать на ветках голых.
По деревьям вверх и вниз
скачет стайка птиц-синиц.
Птица клёст в гнезде ютится,
а ворона — у окна.
Помогите встретить птицам день,
когда придёт весна.
Прогуляйтесь по опушкам,
подарите им кормушки.
Даже с севера снегирь
прилетит на этот пир.
О ком идет речь в стихотворении Татьяны Боковой? (Ответы детей)
А чем отличаются птицы от других существ? Что есть у каждой птицы? (Ответы детей)
Значит, птицы это - теплокровные, яйцекладущие животные, характерным отличием которых является наличие перьевого покрова.
Какие бывают птицы? (ответы). Педагог обращает внимание учащихся на перелетных птиц.
Давайте вспомним перелетных птиц. Для этого я предлагаю поиграть вам в игру.
Игра «Типография»
Правила: учащиеся делятся на две команды. Каждому участнику выдаются карточки с буквами. Педагог читает загадки о перелетных птицах, а дети, отгадав ее, стараются быстро встать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Балл достается команде, которая быстрее составит слово.
На шесте — веселый дом С круглым маленьким окном. Чтоб уснули дети, Дом качает ветер. На крыльце поет отец— Он и летчик, и певец. (скворец)
|
В синем небе голосок Будто крохотный звонок. Гнездо свое он в поле вьет, Где тянутся растения. Его и песни и полет Вошли в стихотворения. (жаворонок) |
Ты его узнаешь сразу: Черноклювый, черноглазый, Он за плугом важно ходит, Червяков, жуков находит.
Верный страж и друг полей, Первый вестник теплых дней. Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей. (грач) |
Кто эта птица? Никогда Не строит для себя гнезда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. (кукушка)
|
Он твердит одно - га-га, Кто обидел? Где? Когда? Никого я не боюсь, Ну конечно это. (гусь)
|
Так важно она по болоту шагает! И живность болотная прочь убегает. Ведь если лягушка укрыться не сможет, То этой лягушке никто не поможет.(цапля)
|
|
|
Подумайте, почему птицы улетают? (ответы детей). Давайте подумаем, чем питаются большинство перелетных птиц? Правильно. Птицы питаются жучками, бабочками, мошками, комарами и другими насекомыми, семенами растений, ягодами, разнообразными плодами.
А что происходит с кормом птиц осенью? (ответы) Вот приходит осень. Корма для птиц становится все меньше и меньше. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.
Многие птицы собираются в стаи, а затем летят в теплые края. Позднее всех улетают утки и гуси. Они живут у нас до тех пор, пока не замерзнут водоемы.
Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только самые сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешай птицам отыскивать себе корм, не пугай и не гоняй их зря.
Часть птиц от нас не улетает. Давайте вспомним и их. Интересно, что некоторые из них запасают корм на зиму. Так некоторые синицы и поползни запасают семена и насекомых, засовывая их в трещины коры и среди лишайников на ветвях деревьев. Сойки прячут орехи и желуди в ямки и мох на поверхности земли или в дупла. Запасами они питаются зимой и весной, когда корма мало. Осенью птицы все чаще прилетают к жилью человека, так как здесь им проще отыскать корм.
Подумайте, как вы можете помочь птицам перезимовать зиму? (ответы учащихся)
Физкультминутка «Петушки»
Учащиеся входят в круг и принимают исходное положение боя, присев на двух нога или на одной ноге (правая рука держит левую ногу, а левая рука согнута впереди и прижатая к туловищу). Задача вытолкнуть противника из круга.
Беседа:
Как вы думаете, есть ли какова роль в природе насекомоядных птиц?(ответы)
Некоторые насекомые питаются различными частями растений и этим намного снижают урожай. Поедая таких насекомых, птицы сохраняют растения. Ученые провели специальные наблюдения за тем, сколько съедают птицы. Оказалось, что вес насекомых, съеденных за день большой синицей и скворцом, почти в два раза больше, чем вес самой птицы. кукушка съедает около 100 гусениц в час, да еще таких, которых не едят другие птицы. Поэтому каждая спасенная птица-это десятки спасенных растений.
Птицы безусловно очень необходимы. К ним и местам их обитания нужно относиться бережно. Нельзя разорять птичьи гнезда, брать домой птенцов. Запомни: оказавшись без матери они погибнут, а побывав в руках человека, мать откажется от них.
3. Закрепление знаний. Игра «Светофор»
Правила: учащимся предлагаются карточки по цвету светофора. (красный, зеленый)
Зачитываются утверждения. Если дети согласны с утверждением, то поднимают зеленую карточку, если не согласны - поднимают красную карточку.
1 Если птенец выпал из гнезда, то его необходимо поднять и вернуть обратно. (нет)
2 Утки и гуси последними улетают в теплые края. (да)
3. Кукушка съедает не более 10-15 насекомых за день? (нет)
4 Синицы запасают себе корм на зиму, пряча его в укромные места? (да)
5 Улетая на юг, многие птицы погибают? (да)
4. Рефлексия
Учащиеся становятся по двое друг напротив друга. Они держат перед собой руки ладонями вверх. Педагог говорит: «Мысленно положи все знания, которые ты сегодня принес с собой, в левую руку, а все то, что ты сегодня узнал нового — в правую. И когда я скажу: «Готово, давай!», вы соедините руки одним громким хлопком, сказав при этом: «Да!». Важно, чтобы участники хлопнули в ладоши одновременно. Это создает у них ощущение принадлежности к группе и чувство душевного подъема от совместной деятельности. Наступившая после громкого хлопка тишина очень заметна.
Комментарии