Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Обращение граждан: отправить сообщение

- -

ТРИЗ и сказки

Рекомендации

для педагогических работников дополнительного образования детей

«ТРИЗ и сказки»

(по материалам Минпросвещения России)

 

Составила Копылова Е.В.,

заместитель директора

по научно-методической работе МАОУ ДО ЦДТ,

приказ МАОУ ДО ЦДТ от 15.01.2024 № 015

Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ, известна многим педагогам. Но о том, что с её помощью можно сочинять сказки, знают не все. Между тем это отличный способ развития воображения и логического мышления, который доступен уже с дошкольного возраста. Как же сочинить сказку с ребёнком, используя ТРИЗ? Делимся алгоритмом.

Во-первых, нужно держать в голове структуру сказки. Она выглядит примерно так:

1. Завязка: некто (второстепенный герой) отправляется в путь.
2. Запрет: перед уходом он запрещает что-то главному герою, который остаётся.
3. Нарушение запрета: герой нарушает запрет и попадает в сложную ситуацию.
4. Волшебное средство: то, что поможет разобраться со сложной ситуацией.
5. Способ: чтобы исправить ситуацию, нужно отправиться в путь и предпринять некие действия.
6. Преследование и препятствия: враги пытаются помешать выбраться из сложной ситуации.
7. Победа: герой выпутывается из сложной ситуации, проявив смекалку и прибегнув к помощи друзей.
Во-вторых, на основе структуры составляются вопросы, по которым дети и будут придумывать сказку:

— Кто будет главным героем?

— Где он живёт?

— Чем занимается?

— Что любит делать?

— Кто его друзья и родственники?

— Кто и зачем решил уехать?

— Что сказали или запретили герою на прощание?

— Почему герой решил ослушаться запрета?

— Что с ним случилось?

— Как он решил выйти из сложной ситуации?

— Кто ему помог?

— Как ему помогли?

— Кто ему мешал?

— Как ему мешали?

— Что спасло героя?

— Как наказан враг?

— Чем всё закончилось?

— Какой смысл у этого события?

Разумеется, и структура, и вопросы могут изменяться. Это зависит от возраста детей и от модели сказки. Расскажем подробнее о некоторых из них.

  • Модель «Волшебная дорожка»

Одна из самых простых моделей, которую можно применять при работе с детьми от 3,5 лет. Под «волшебной дорожкой» подразумевается как путь героя от замысла к результату, так и собственно физическая дорога, по которой идёт главный герой. Например, зайчонок гуляет по лесу, встречая на своём пути разных лесных жителей.

  • Модель «Волшебный треугольник»

Модель используется для составления сказок с конфликтом, где идёт борьба добра и зла. Она может применяться в работе с детьми от 5,5 лет, когда ребёнка уже можно познакомить с мотивами героев. Зайчонок не просто гуляет в лесу, а, например, ищет потерянный ключ от дома, который украла сорока-воровка.

  • Модель «Волшебный экран»

В этой модели важно не только придумать персонажа с его чертами характера и желаниями, но и подумать над тем, каким он был в детстве и как менялся на протяжении жизни под влиянием различных событий и общения с другими персонажами.

Чтобы сочинять сказки было ещё проще, можно использовать разнообразные методы их составления.

  • Метод каталога

Детям даются подсказки в виде картинок из книжки, которые можно выбирать наугад. Например, если педагог спрашивает, кто будет главным героем сказки, а на картинке нарисован обычный пень, то именно он назначается персонажем, а потом все вместе додумывают, что с ним может происходить.

  • Метод Джанни Родари

Детский писатель некоторое время работал учителем в школе. По его заданию два ученика независимо друг от друга писали по одному слову. Затем вокруг этих двух слов закручивался сюжет.

  •  Метод типовых приёмов фантазирования

Этот метод предлагает увеличить или уменьшить в несколько раз привычный предмет (привет Алисе из Страны чудес), или добавить одному предмету свойства другого (зеркало, но говорящее), или преобразовать время (повернуть вспять, остановить, ускорить) и т.п.

Опубликовано: 01.04.2024

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Т в сокращении ЦДТ (прописью в им. падеже)

- -