На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

| |

Как превратить детское любопытство в научное мышление

Рекомендации для родителей (законных представителей) и

педагогических работников дополнительного образования детей

«Как превратить детское любопытство в научное мышление?»

(по материалам Минпросвещения России)

 

Составила Копылова Е.В.,

заместитель директора

по научно-методической работе МАОУ ДО ЦДТ,

приказ МАОУ ДО ЦДТ от 15.01.2024 № 015

1. Создавайте точки удивления.

Начать лучше с простого. Вот головастики. Что в них особенного? Они живут под водой, а потом — на суше. Рыбы так не могут.

2. Превратите удивление в вопрос.

Исследовательский вопрос — это вопрос, углубляющий знание о предмете. Он основан на том, что человек осознал: что-то противоречит имеющемуся у него опыту. Например, монетка, нагретая на огне, не проходит в отверстие, в которое она проходила в холодном состоянии. Как это возможно? Если нет вопроса — нет смысла заниматься исследовательской деятельностью. Чтобы стать учёным, нужно уметь видеть противоречия.

3. Дайте детям время самостоятельно подумать.

Познавательный вопрос — это вопрос, над которым интересно думать. И это основа исследовательского поведения. Отвечая на вопрос, взрослый забирает у ребёнка возможность искать ответ. Запишите вопросы на доске и договоритесь, что обсудите ответы, которые ребята нашли, на следующем занятии.

Конечно, не на все вопросы можно найти ответ только с помощью размышлений. Поэтому на следующем этапе познакомьте ребят с двумя научными методами: наблюдением и экспериментом.

Перед началом наблюдения важно сформулировать вопросы, ответы на которые надо найти.

Если наблюдение в реальности невозможно, покажите ребятам видео по теме. Не стоит сопровождать просмотр комментариями педагога. Пусть дети сами заметят те или иные детали, а затем обсудят их и постараются дать ответы на вопросы, поставленные изначально.

Примерно по той же схеме организуются и эксперименты. Сначала формулируется вопрос, на который нужно найти ответ. Например, у кого-то из ребят живёт улитка-ахатина. Как узнать, что она любит есть?

Далее обсудите с ребятами, какие опыты можно организовать, чтобы это выяснить. Обмениваясь мнениями, учащиеся обязательно предложат вариант подходящего опыта. Важно будет зафиксировать результаты опыта: сделать фото или видео и рассказать о полученных результатах.

Такую работу можно вести, начиная с 5 лет. В возрасте 5-7 лет ребята учатся замечать интересное, особенное, удивительное.

С 7-8 лет — фиксировать противоречия между тем, что они увидели, и привычным, высказывать гипотезы, почему это так; задавать вопросы педагогу и самим себе.

В 9-11 лет благодаря предыдущей работе дети уже сами, за пределами занятий, начинают формулировать вопросы, которые содержат противоречия и проблемы. Эти вопросы они приносят на занятия для совместных обсуждений. Как из жидкого белка и желтка получается твёрдый цыплёнок? Как Солнце может «гореть», если вокруг вакуум и нет кислорода?

Так детская любознательность превращается в интерес к исследованию, в умение ставить вопросы и находить на них ответы.

 

Последнее обновление: 26.02.2024

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Д в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"