| |
Как превратить детское любопытство в научное мышление
Рекомендации для родителей (законных представителей) и
педагогических работников дополнительного образования детей
«Как превратить детское любопытство в научное мышление?»
(по материалам Минпросвещения России)
Составила Копылова Е.В.,
заместитель директора
по научно-методической работе МАОУ ДО ЦДТ,
приказ МАОУ ДО ЦДТ от 15.01.2024 № 015
1. Создавайте точки удивления.
Начать лучше с простого. Вот головастики. Что в них особенного? Они живут под водой, а потом — на суше. Рыбы так не могут.
2. Превратите удивление в вопрос.
Исследовательский вопрос — это вопрос, углубляющий знание о предмете. Он основан на том, что человек осознал: что-то противоречит имеющемуся у него опыту. Например, монетка, нагретая на огне, не проходит в отверстие, в которое она проходила в холодном состоянии. Как это возможно? Если нет вопроса — нет смысла заниматься исследовательской деятельностью. Чтобы стать учёным, нужно уметь видеть противоречия.
3. Дайте детям время самостоятельно подумать.
Познавательный вопрос — это вопрос, над которым интересно думать. И это основа исследовательского поведения. Отвечая на вопрос, взрослый забирает у ребёнка возможность искать ответ. Запишите вопросы на доске и договоритесь, что обсудите ответы, которые ребята нашли, на следующем занятии.
Конечно, не на все вопросы можно найти ответ только с помощью размышлений. Поэтому на следующем этапе познакомьте ребят с двумя научными методами: наблюдением и экспериментом.
Перед началом наблюдения важно сформулировать вопросы, ответы на которые надо найти.
Если наблюдение в реальности невозможно, покажите ребятам видео по теме. Не стоит сопровождать просмотр комментариями педагога. Пусть дети сами заметят те или иные детали, а затем обсудят их и постараются дать ответы на вопросы, поставленные изначально.
Примерно по той же схеме организуются и эксперименты. Сначала формулируется вопрос, на который нужно найти ответ. Например, у кого-то из ребят живёт улитка-ахатина. Как узнать, что она любит есть?
Далее обсудите с ребятами, какие опыты можно организовать, чтобы это выяснить. Обмениваясь мнениями, учащиеся обязательно предложат вариант подходящего опыта. Важно будет зафиксировать результаты опыта: сделать фото или видео и рассказать о полученных результатах.
Такую работу можно вести, начиная с 5 лет. В возрасте 5-7 лет ребята учатся замечать интересное, особенное, удивительное.
С 7-8 лет — фиксировать противоречия между тем, что они увидели, и привычным, высказывать гипотезы, почему это так; задавать вопросы педагогу и самим себе.
В 9-11 лет благодаря предыдущей работе дети уже сами, за пределами занятий, начинают формулировать вопросы, которые содержат противоречия и проблемы. Эти вопросы они приносят на занятия для совместных обсуждений. Как из жидкого белка и желтка получается твёрдый цыплёнок? Как Солнце может «гореть», если вокруг вакуум и нет кислорода?
Так детская любознательность превращается в интерес к исследованию, в умение ставить вопросы и находить на них ответы.
Комментарии