На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

| |

Ошибка и желание учиться

Рекомендации для родителей (законных представителей) и

педагогических работников дополнительного образования детей

«Ошибка и желание учиться»

(по материалам Минпросвещения России)

 

Составила Копылова Е.В.,

заместитель директора

по научно-методической работе МАОУ ДО ЦДТ,

                                                                                                       приказ МАОУ ДО ЦДТ от 15.01.2024 № 015

 

Во время обучения ошибки неизбежны. Но детям хочется сразу отвечать правильно, им неприятно выслушивать исправления или видеть их в тетради (а кому приятно?). Как исправить ошибки у ребят и при этом не отбить желание учиться? Разбираемся вместе.

1. Используйте разные методы исправления ошибок.

Если школьник написал «2 + 2 = 5», можно зачеркнуть пятёрку и поставить вместо неё цифру четыре.

Можно спросить, уверен ли он в своём ответе.

Можно сказать, что в решении есть ошибка, но не называть её.

Можно предложить посчитать наглядно (например, на счётных палочках).

Все эти способы помогут исправить ошибку, однако по-разному подействуют на психику ребёнка. Выбирайте тот или иной вариант в зависимости от конкретной ситуации, чтобы не упустить важный учебный материал, но и не травмировать ребёнка многочисленными исправлениями.

2. Попробуйте метод «зелёной ручки».

В двух словах он сводится к выделению лучших моментов в работе. На ошибки же достаточно лишь указать, но не исправлять их, предоставив это сделать самому ученику.

Метод «зелёной ручки» (или «зелёных чернил») сформулировал ещё в 80-е годы известный педагог Шалва Александрович Амонашвили. Он предложил учителям отказаться от красной ручки, которой они исправляют ошибки в работах учеников, а вместо этого использовать зелёную ручку и выделять ей наиболее удачные фрагменты в тетради (красиво написанную букву, интересный способ решения и т.п.).

Если посмотреть на эту идею шире, то станет понятна фундаментальная разница подходов.

«Красная ручка» концентрирует внимание на ошибках. Глядя на исправления, учащийся снова и снова переживает опыт неудачи, теряет веру в собственные силы.

«Зелёная ручка» выделяет лучшие моменты, поднимает самооценку, мотивирует к дальнейшему развитию.

Что же делать с ошибками? Неужели оставлять их без внимания? Конечно, нет.

Ошибки нужно исправлять, но результат будет гораздо лучше, если учащийся сделает это самостоятельно. От учителя/ родителя требуется лишь указать на наличие ошибок.

В тетради сильного ученика можно написать комментарий: «В работе две ошибки». Для ребят послабее требуется больше конкретики. Можно указать номер задания, в котором допущена ошибка, или даже подчеркнуть её карандашом, но не исправлять.

При таком подходе во время работы над ошибками школьник не бездумно переписывает верный вариант, а сознательно ищет ошибку и способ её исправить. Это не даёт гарантию, что учащийся никогда не повторит ошибку, но заметно уменьшает такую возможность.

3. Используйте взаимопроверку.

Многим ученикам психологически проще воспринимать исправления от сверстника, чем от учителя. А ещё это полезное упражнение для ребят, которое тренирует внимание и помогает глубже разобраться в теме.

4. Убедитесь, что ученик понял, в чём его ошибка и как её исправить.

Иногда работа над ошибками превращается в бездумное переписывание. Классический пример — записка для мамы: «Мамочка, я сто раз написал слово «пошёл» и пошол гулять».

5. По возможности разбирайте ошибки не на глазах у одноклассников.

Не обязательно оставаться с ребёнком после уроков. Можно поработать с учащимся отдельно, пока класс выполняет самостоятельную работу, или дать индивидуальную карточку с упражнением, в котором закрепляется нужный навык.

6. Хвалите.

Самое ценное в учёбе — осознать свою ошибку и перестать её допускать. Если учащийся это сделал, не оставляйте такое достижение без похвалы.

Многие педагоги используют на своих уроках метод мозгового штурма. Делимся интересной вариацией на эту тему, которая называется «6–3–5».


Шесть участников, три раунда, по пять идей от каждого участника в раунде. Такой подход позволяет достичь баланса между количеством идей и их качеством. На выходе команда может получить множество вариантов решения одной задачи всего за 15–20 минут.

Сам процесс достаточно простой. Вначале необходимо сформировать группу из шести человек. Каждый берёт лист бумаги и ручку. Перед ребятами ставится задача (условно: как рассчитать массу самолёта, если нет никаких ограничений в возможностях). Первый раунд длится пять минут, участники записывают по пять идей. По завершении раунда ребята меняются листами.

Во втором раунде участники дорабатывают чужие идеи: дописывают новые аспекты и детали на листе соседа. Раунд длится три минуты. По его окончании ученики вновь меняются листами.

Третий раунд длится снова пять минут. Задача каждого школьника — выбрать одну мысль с листа, которая кажется наиболее перспективной, и доработать её.

В конце упражнения «6–3–5» группа обсуждает собранные идеи, выявляет наиболее интересные варианты и решает, какие из них имеет смысл доработать и реализовать.

 

 

Последнее обновление: 26.02.2024

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Д в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"