| |
Рекомендации молодому педагогу
Мы предлагаем молодому педагогу порассуждать после окончания адаптационного периода профессиональной деятельности в образовательном учреждении. Рефлексия своих результатов поможет определить адекватную цель следующего профессионального и личного шага. В осмыслении результатов профессиональной жизни и целеполагании помогут обобщённые проблемы и способы их решения из опыта работы нашего учреждения.
Проблемы с дисциплиной и завоеванием авторитета
Ошибка, которую допускают многие молодые специалисты, — это панибратские отношения с учениками, которые мешают дисциплине.
- Как избежать?
Избегать слишком близкого общения с детьми. Проще начать с длинной дистанции и постепенно её сокращать, чем наоборот. Тщательно готовиться к занятиям. Когда учащиеся увлечены, проблемы дисциплины не возникает. Не повредит иметь и «запасные» пути: интересные факты или упражнения на случай слишком быстрого темпа занятия.
Отсутствие системного подхода в работе
Знание многочисленных методик может сыграть с педагогом злую шутку. Педагог может слишком увлечься самим процессом и забыть о результате, к которому должны прийти ученики в конце года.
- Как избежать?
Прочитать требования программы. Выбрать одну методику для работы. Регулярность применения и чёткое следование требованиям — основа формирования прочных базовых знаний по предмету.
Перфекционизм
Многие молодые педагоги руководствуются правилом: «Педагог не должен ошибаться». Это может обернуться негативными последствиями и для самого педагога, и для его учащихся.
- Как избежать?
Допустив ошибку, важно её признать и исправить. Если учащийся задаёт вопрос, на который у педагога нет ответа, лучший вариант — честно сказать об этом и поискать ответ позже самостоятельно или вместе с учащимися.
Навязанное мнение об учащихся
Ещё не познакомившись с классом, молодой педагог нередко получает «установку» на того или иного ребёнка и может воспринимать его предвзято.
- Как избежать?
Постараться составить собственное мнение об учащемся, опираясь только на факты.
Неумение попросить помощи
Часто молодой педагог варится в своих проблемах, не сообщая о них никому.
- Как избежать?
Не ждать. Люди вокруг могут даже не догадываться о возникших у вас трудностях. Поделитесь проблемой с более опытными коллегами. Вам обязательно помогут.
Возникновение конфликта с родителями учащихся
У молодого педагога не всегда получается найти общий язык с родителями учащихся и свести к минимуму возможные конфликты с ними.
- Как избежать?
Оставаться спокойным и доброжелательным даже во время споров. Стараться вовремя донести до родителя объективную информацию об учебном процессе. Говорить о ребенке один на один, отмечая положительные результаты, а проблемы обозначать как совместные действия педагога с родителями.
Неумение заинтересовать учащихся преподаваемым предметом
Молодой педагог нередко сталкивается с тем, что его предмет оказывается неинтересным для детей. Это грозит рассеиванием внимания учащихся и потерей контроля над дисциплиной в классе, уходом ребенка из дополнительного образования по программе.
- Как избежать?
Избегать «сухого» повествовательного стиля преподавания. Педагогу необходимо актуализировать знание возрастных особенностей и согласно этим особенностям применять образовательные технологии и методические приемы, найти себе опытного коуч-психолога для консультаций.
Пробелы в методических знаниях
Бывает так, что молодой педагог хорошо знает и любит свой предмет, но не может качественно преподавать его детям из-за пробелов в методических знаниях. Это ведёт к ухудшению качества образовательного процесса.
- Как избежать?
Приучать себя к постоянному самообразованию. Использовать эффективное средство приобретения профессионализма – наставничество. Обращаться за помощью к более опытным коллегам, специалистам методической службы, посещать курсы повышения квалификации.
Сложности с включением в сложившийся педагогический коллектив
Когда молодой педагог приходит работать в давно сформированный педагогический коллектив, в котором сложились свои традиции, он может чувствовать себя неуютно и одиноко.
- Как избежать?
Включаться в жизнь коллектива путём участия во внутренних мероприятиях. Самостоятельно и с помощью наставника знакомиться с новыми коллегами, с благодарностью принимать возможность обмена опытом.
Эмоциональное выгорание в связи с «загруженностью»
Молодой педагог на первых порах может ощутимо уставать от того объёма работы, который привычен для педагога опытного. Постоянная загруженность является ещё одним шагом к эмоциональному выгоранию.
- Как избежать?
Осваивать тайм-менеджмент и здоровый образ жизни с помощью коуч-психолога.
Комментарии