На сайте ведётся обновление информации

Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Иркутская обл., г. Усть-Илимск

Юридический адрес: 666683, Иркутская обл., г. Усть-Илимск, ул. Мечтателей, 28.Тел/факс: (39535) 6-54-04

E-mail: zdoilim@mail.ru

https://vk.com/maoudotsdt

Сведения об организации

Навигатор дополнительного образования

Выпускнику 2024

План работы

Наблюдательный совет

Платные образовательные услуги

Профориентация

Палата учащейся молодёжи ГМП (ШСУ)

Одарённые дети

Мероприятия

Рекомендации

Достижения
Учусь дома

Бланки

Карта сайта

Профкомпас "Илим"

Наставничество

Муниципальный центр детско-юношеского туризма

Муниципальный ресурсный центр по профилактике ДДТТ

| |

ТРИЗ и сказки

Рекомендации

для педагогических работников дополнительного образования детей

«ТРИЗ и сказки»

(по материалам Минпросвещения России)

 

Составила Копылова Е.В.,

заместитель директора

по научно-методической работе МАОУ ДО ЦДТ,

приказ МАОУ ДО ЦДТ от 15.01.2024 № 015

Теория решения изобретательских задач, или ТРИЗ, известна многим педагогам. Но о том, что с её помощью можно сочинять сказки, знают не все. Между тем это отличный способ развития воображения и логического мышления, который доступен уже с дошкольного возраста. Как же сочинить сказку с ребёнком, используя ТРИЗ? Делимся алгоритмом.

Во-первых, нужно держать в голове структуру сказки. Она выглядит примерно так:

1. Завязка: некто (второстепенный герой) отправляется в путь.
2. Запрет: перед уходом он запрещает что-то главному герою, который остаётся.
3. Нарушение запрета: герой нарушает запрет и попадает в сложную ситуацию.
4. Волшебное средство: то, что поможет разобраться со сложной ситуацией.
5. Способ: чтобы исправить ситуацию, нужно отправиться в путь и предпринять некие действия.
6. Преследование и препятствия: враги пытаются помешать выбраться из сложной ситуации.
7. Победа: герой выпутывается из сложной ситуации, проявив смекалку и прибегнув к помощи друзей.
Во-вторых, на основе структуры составляются вопросы, по которым дети и будут придумывать сказку:

— Кто будет главным героем?

— Где он живёт?

— Чем занимается?

— Что любит делать?

— Кто его друзья и родственники?

— Кто и зачем решил уехать?

— Что сказали или запретили герою на прощание?

— Почему герой решил ослушаться запрета?

— Что с ним случилось?

— Как он решил выйти из сложной ситуации?

— Кто ему помог?

— Как ему помогли?

— Кто ему мешал?

— Как ему мешали?

— Что спасло героя?

— Как наказан враг?

— Чем всё закончилось?

— Какой смысл у этого события?

Разумеется, и структура, и вопросы могут изменяться. Это зависит от возраста детей и от модели сказки. Расскажем подробнее о некоторых из них.

  • Модель «Волшебная дорожка»

Одна из самых простых моделей, которую можно применять при работе с детьми от 3,5 лет. Под «волшебной дорожкой» подразумевается как путь героя от замысла к результату, так и собственно физическая дорога, по которой идёт главный герой. Например, зайчонок гуляет по лесу, встречая на своём пути разных лесных жителей.

  • Модель «Волшебный треугольник»

Модель используется для составления сказок с конфликтом, где идёт борьба добра и зла. Она может применяться в работе с детьми от 5,5 лет, когда ребёнка уже можно познакомить с мотивами героев. Зайчонок не просто гуляет в лесу, а, например, ищет потерянный ключ от дома, который украла сорока-воровка.

  • Модель «Волшебный экран»

В этой модели важно не только придумать персонажа с его чертами характера и желаниями, но и подумать над тем, каким он был в детстве и как менялся на протяжении жизни под влиянием различных событий и общения с другими персонажами.

Чтобы сочинять сказки было ещё проще, можно использовать разнообразные методы их составления.

  • Метод каталога

Детям даются подсказки в виде картинок из книжки, которые можно выбирать наугад. Например, если педагог спрашивает, кто будет главным героем сказки, а на картинке нарисован обычный пень, то именно он назначается персонажем, а потом все вместе додумывают, что с ним может происходить.

  • Метод Джанни Родари

Детский писатель некоторое время работал учителем в школе. По его заданию два ученика независимо друг от друга писали по одному слову. Затем вокруг этих двух слов закручивался сюжет.

  •  Метод типовых приёмов фантазирования

Этот метод предлагает увеличить или уменьшить в несколько раз привычный предмет (привет Алисе из Страны чудес), или добавить одному предмету свойства другого (зеркало, но говорящее), или преобразовать время (повернуть вспять, остановить, ускорить) и т.п.

Последнее обновление: 01.04.2024

Комментарии

Отправить сообщение

Ответьте на вопрос (анти-спам): Буква Д в сокращении ЦДТ (прописью)

| |

Портал

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы? Напишите об этом — Минтруд поможет с решением!

Поддержка

Фонд поддержки детей

Анкетирование

Соц. исследование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования"